Дистанционное образование помогает осуществить мечту

В Центре дистанционного образования в брюховецкой школе № 3 имени А.С. Пушкина обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья.

Открыт центр в июле 2011 года в рамках модернизации образования для дистанционного обучения различных групп учащихся Брюховецкого района: ребят, желающих изучать учебные предметы углубленно; одаренных детей, старшеклассников при подготовке к итоговой аттестации. Но наиболее важное направление деятельности центра – дистанционное образование детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. Как правило, такие ребята не могут посещать школу и обучаются на дому. Обычно учителя-предметники приходят к ученику домой, а в центре школьники занимаются с учителем удаленно, используя возможности интернета. Дома у обучающегося в центре установлено компьютерное оборудование, специально приспособленное в соответствии с состоянием его здоровья – чтобы такому ученику или ученице заниматься было удобно.

Педагоги дистанционного центра обсуждают вопросы обучения детей с ограничениями по здоровью. Слева направо: Елена Степанова, Светлана Диденко, Елена Горячева. Фото: Нина Шкуро.

— После зачисления на дистанционное обучение ученик вместе с родителями и педагогами выбирает наиболее приемлемый для обучения вариант учебного плана. При этом учитываются рекомендации врачей и психологов. У каждого учебный план индивидуальный. Ребенок может почти все предметы школьного курса изучать дистанционно, либо только несколько предметов. При этом остальные предметы он будет изучать с учителем, приходящим на дом. Допускается также изучение отдельных предметов в классе вместе со всеми детьми. Процесс этот сложный и ответственный. Между родителями ребенка с ОВЗ (или его законными представителями) и центром заключается специальный договор, согласовывается расписание занятий, — рассказывает Валентина Комарь, руководитель дистанционного центра с 2015 года. — Зачисление в центр происходит два раза в течение года: к сентябрю и январю.

Недавно, 30 ноября этого года, Центр дистанционного образования провел совместно с Центром образования цифрового и гуманитарного профилей «Тоска роста», открывшимся в третьей школе к 1 сентября, День открытых дверей.

Участниками мероприятия стали представители 12 школ района, специалисты управления образования и Центра развития образования, дети-инвалиды, их родители, педагоги, учащиеся казачьей школы № 10 им. Б.А. Плетиня, волонтеры третьей школы. В рамках Дня открытых дверей организаторы познакомили гостей с особенностями работы двух центров, действующих на базе третьей школы.

Валентина Алексеевна, руководитель ЦДО, рассказала о дистанционных технологиях и их преимуществах, провела для присутствующих консультацию «Как начать дистанционное обучение». Центр востребован у нас в районе. К получающим сегодня образование в дистанционном центре 12 детям-инвалидам во втором полугодии учебного года добавляются еще четыре. С родителями вновь поступивших ребят уже заключены договоры, и занятия в центре начнутся сразу после зимних каникул.

Что важно, в дистанционном центре могут обучаться учащиеся всех школ района. Сегодня это мальчишки и девчонки из девяти образовательных организаций: станицы Брюховецкой — №№ 1, 2, 3; Переясловской — школы № 7 и 15, батуринской школы № 9, новосельской — № 10, новоджерелиевской — № 13, гарбузбалковской — № 12. В школах Нового села и села Свободного созданы специальные кабинеты для прямой видеосвязи с дистанционным центром и обучение учащихся может быть коллективным.

Все учителя, преподающие учебные предметы детям-инвалидам, очень квалифицированные и опытные специалисты, имеют высшую или первую квалификационную категорию. Они прошли обучение на курсах повышения квалификации по вопросам обучения детей-инвалидов с использованием дистанционных технологий и каждые три года свои знания обновляют с учетом современных требований к образовательному процессу. Работают педагоги в двух учебных кабинетах, рассчитанных на 18 мест. Это отдельно оборудованные рабочие места с компьютерами, на которых доступ к Интернету осуществляется через оптоволоконное соединение с высокой скоростью. Для дистанционного обучения ребят в центре есть в достаточном количестве комплекты электронных учебных пособий. К слову, учителя также прошли обучение самостоятельному созданию электронных учебных курсов и организации электронного обучения, и, как результат, пять педагогов уже успешно защитили свои авторские электронные пособия по предметам.

В центре дистанционного образования в третьей школе мы встретились с группой учителей, обучающих детей-инвалидов, и побеседовали с ними. Каждый из педагогов поделился чем-то своим, но всех их объединяет общее чувство искреннего соучастия и душевного сопереживания по отношению к своим особенным ученикам.

Светлана Яковенко преподает в начальных классах:

— В центре дистанционного образования работаю несколько лет. Сейчас у меня четыре ученика из 4-5 классов. Мы изучаем изобразительное искусство, окружающий мир, кубановедение, физическую культуру. Урок у каждого ученика идет 40 минут, один раз в неделю. Конечно, к особенному ребенку и особый подход нужен. Во время урока демонстрирую видеоролики, картинки, фотографии, чтобы заинтересовать, чтобы было понятнее. С некоторыми детьми трудно общаться устно, так как у них есть проблемы с речью. В таких случаях больше используем переписку, играем, выполняем творческие задания и тесты. Для получения документа об образовании дети должны изучать все базовые предметы учебного плана. А как заниматься дистанционно физкультурой с учеником, имеющим поражения опорно-двигательного аппарата, который не ходит? Понятно, что изучаем по этой дисциплине только теоретический материал. Много говорим о том, как заботится о своем здоровье, как преодолевать трудности, — говорит Светлана Владимировна.

Елена Горячева, учитель английского языка:

— Иностранным языком с особенными детьми занимаюсь несколько лет. Сейчас у меня Захар, он выпускник, заканчивает 11 класс. Английский язык давался ему нелегко, с ним было непросто, но теперь он работает с удовольствием, ему интересно на уроке. Обучаться в центр приходят дети с разным уровнем подготовки и развития, но я давно уже поняла, что обучать детей с ограниченными возможностями здоровья нужно обязательно. Ведь основные заботы с такими детками ложатся на плечи мам, и им тяжело нести эту ношу самостоятельно. А педагоги общаются с детьми, открывают им новый мир, что-то обсуждают, подсказывают варианты преодоления различных трудностей. Так они поддерживают родителей, разделяют их душевную боль.

А дети-инвалиды — это удивительные люди, они не жалуются, как обычные дети, которым все дается легче. Они чаще раздумывают над различными житейскими вопросами, ведь у них есть время подумать. Любят поговорить на философские темы, задаются вопросами: как я буду жить дальше, как буду существовать, почему именно я оказался в такой ситуации. К сожалению, такие дети находятся в зависимости от других людей, не могут обойтись без их помощи. И при этом они жизнелюбивы, у них есть мечты, которые они собираются воплотить в жизнь. А еще они очень ценят своих мам. Они, как маленькие взрослые, ведь с раннего детства им приходится преодолевать трудности.

Наталья Грошева, учитель биологии

— С детьми-инвалидами работаю с 2009 года. В центре дистанционного обучения — со дня его открытия, с 2011 по 2015-й год возглавляла его. Сегодня преподаю биологию ученикам из 2-й и 7-й школ. Конечно, обычную учебную программу адаптирую для каждого ребенка. Дети с ОВЗ быстрее здоровых устают, приходится делать упор на визуальный контакт, в течение 40-минутного урока несколько раз менять виды деятельности. Работать с детьми-инвалидами трудно, невозможно абстрагироваться, очень переживаешь за них. Вот обучается, к примеру, у нас ребенок. Особенности его заболевания не позволяют ему печатать на клавиатуре руками, так он ногами печатает, для этого у него установлена специальная клавиатура. Очень любознательный ученик, стремится не ограничиваться только знаниями, полученными на уроке. Надеемся, в дальнейшем он сумеет получить и высшее образование. Это очень хорошо, что дети с ОВЗ имеют возможность получить хорошее образование. Приведу еще пример. У нас в центре была ученица Лена. Несмотря на проблемы со зрением, она хорошо училась, занимала призовые места в районных и зональных олимпиадах по экологии и биологии, сдала ЕГЭ с хорошими баллами, поступила в специальный колледж под Ульяновском, учится на массажиста. Сейчас Лена увлеклась верховой ездой, планирует в дальнейшем обучиться иппотерапии. Так что польза от дистанционного обучения, несомненно, есть. Польза вдвойне, когда дома поддержку в обучении оказывают родители.

Татьяна Гетман, учитель начальных классов:

— В центре я дистанционно веду кубановедение и технологию. Электронный курс по технологии для детей-инвалидов разработала самостоятельно. Он одобрен Ученым Советом Института развития образования Краснодарского края, находится в банке учебных курсов системы дистанционного образования края, и его могут использовать при обучении как педагоги, так и дети, обучающиеся дистанционно, – сказала Татьяна Александровна.

О работе с детьми-инвалидами рассказали также учитель истории Елена Степанова и учитель музыки Светлана Диденко. Как и их коллеги, они очень внимательны к своим ученикам, стараются заинтересовать их своим предметом и сделать все, что от них зависит, чтобы на каждом уроке ребенок мог не только познать что-то новое, но и получить позитивные эмоции. Елена Викторовна, к примеру, привлекает детвору к познанию истории Отечества посредством просмотра документальных фильмов, а Светлана Алексеевна поет с ними песни, слушает музыку, а в данный момент еще и готовит ребят к новогоднему празднику. По традиции он проводится для детей с ограниченными возможностями здоровья в Доме культуры «Луч».

Во время посещения центра нашим корреспондентом как раз закончился урок информатики, который вела дистанционно учитель Марина Прасол. Вот что рассказал нам ее ученик Руслан:

— Учиться мне нравится. Я выбрал для дистанционного обучения восемь предметов. Особенно мне нравится информатика. После окончания школы поступлю на программиста.

— Руслан еще и в кружках дополнительно занимается, — добавляет Марина Алексеевна, — в конкурсах участвует. Он с компьютером «на ты». Недавно в санатории в Геленджике три недели был, но дистанционные занятия не прекращал.

Помимо уроков в центре дети дистанционно получают и дополнительное образование. Кружки по интересам ведут педагоги краевого центра дополнительного образования. Разработаны программы более чем 20 кружков.

Все это дает положительные результаты. Выпускники дистанционного центра успешно социально адаптируются, находят свое дело в жизни. Как рассказывает руководитель центра Валентина Комарь, после окончания 9-го класса в нынешнем году двое ребят поступили в брюховецкий многопрофильный техникум: один получает профессию повара, другой — автомеханика. Еще одна ученица Лера после 11-го класса поступила в Московский государственный гуманитарно-экономический университет на факультет социологии и журналистики.

Успехи учащихся центра дистанционного обучения – это заслуга учителей и родителей, их совместной работы.

Педагоги тесно сотрудничают с родителями детей-инвалидов, показывают им возможности электронного обучения, психолог консультирует их по различным вопросам. Кроме того, родители участвуют в работе краевой «Школы для родителей» (видеоселекторы), родительских собраниях.

Так, педагоги и родители детей, обучающихся в центре, выступили на районном родительском собрании, где рассказали о работе центра тем мамам и папам, которые только собираются обучать своих детей дистанционно. Для родителей старшеклассников работники ЦДО организовывают встречи с представителями учебных заведений, обучающих детей-инвалидов. Об опыте работы центра в этом направлении руководитель центра Валентина Комарь рассказала на краевом вебинаре по теме «О партнерстве школы и учреждений СПО в профессиональной ориентации обучающихся с ОВЗ».

Похожие новости