Копить деньги не просто

Отдаленных населенных пунктов в Брюховецком районе много. Живут в них и пожилые, и молодые. Школ в некоторых из них нет. Учеников возят в близлежащие образовательные учреждения на школьных автобусах. Самое распространенное общение у учеников — интернет по телефону. Вот где с уверенностью можно сказать, что гаджет — не роскошь, а необходимость.

Но еще надежнее иметь компьютер. Хотя многие уверены, что в век высоких технологий, это тоже давно уже не роскошь, а необходимая вещь. Так вот четырнадцатилетнему Мише с маленького хуторка его очень хотелось иметь. Но в семье средств все как-то не хватало. Хотя папа и мама работают, но помимо Миши есть в семье еще двое учеников, один из которых старшеклассник. Миша во что бы то ни стало решил накопить на компьютер. О своей заветной мечте друзьям не говорил. А вдруг не сбудется?

Труд — только на пользу делу

Стал усиленно искать резервы накопления денежных средств. Прошлым летом мальчик помогал соседскому фермеру управляться с животными: кормил, поил поголовье, заготавливал корма. Фермер диву давался: какой же упрямый малец, а уж какой трудолюбивый, так всем на диво. Иные пацаны мяч футбольный гоняют, на речку за три версты ходят, а он трудится. Глава КФХ платил мальчику за труд, как полагается. Но этих денег, прикинул Миша, будет недостаточно. И тогда он решил заняться сбытом фруктов. В садах уродились вишня, черешня, абрикосы. Со сбором — не проблема, а вот с реализацией — да. Мише подсказали, что можно продать ягоды на рынке в Брюховецкой. Но кто повезет? Папа, видя стремление сына заработать, вызвался подвезти его на рынок с тремя ведрами вишни. Устроившись в сторонке, Миша ахнул: ягодных реализаторов было море. Надо сбрасывать цену, иначе дел не будет. Так и поступил. Вишню продал, счастливый, затолкав ведро в ведро, побежал на вокзал, чтобы на рейсовом автобусе доехать домой.

Как пополнить копилку?

Мама вся испереживалась. Каникул у сына нет, только и думает, как заработать денег. Предложила на работе фрукты. Одна из сотрудниц пожелала их купить. Мама тут же позвонила сыну, он нарвал у бабушки вишни. Но опять же, кто отвезет? Папа на работе. Миша выпросил соседского Витю на мотоцикле сгонять к маме на работу. Витя согласился за шоколадку. И опять копилка пополнилась.

Начался учебный год. Мише давали карманные деньги, он их экономил, благо, что в школе хорошо налаженное горячее питание. Иногда покупал маленькую упаковочку сока и шоколадный батончик. На этом — точка. Сэкомленные денежки клал в копилочку. Компьютер Мише купили к Новому году — папа добавил, он получил премию и поощрил сына. К Мише приходили приятели, радовались вместе с ним покупке. А уж как оценили в семье компьютер, когда ученики перешли на дистанционное обучение во время пандемии коронавируса! Миша, к тому времени хорошо освоивший технику, только так щелкал школьные задания, отлично их выполняя. С телефоном труднее это делать.

Финансовой грамотности учат родители

Как научить ребенка азам финансовой грамотности? Или хотя бы приблизить к экономному расходованию денежных средств.

Мы спросили у родителей, как они относятся к столь важному вопросу.

Елена Петренко, мама девятилетнего Саши и тринадцатилетней Даши:

— Своим детям я даю карманные деньги обязательно — школьные занятия заканчиваются поздно ввиду пятидневки. Хотя, нужно отдать должное, в школе организовано хорошее горячее питание, и дети с удовольствием посещают столовую. Мои сын и дочка покупают выпечку, соки. Мы давно решили, что карманные деньги тратить только на полезное. Дети прислушиваются к советам родителей. Бывает так, что они экономят на карманных деньгах. Дочка у нас рукодельница. Она мастерит шкатулочки и продает их по Интернету. Денежки копит. Купила себе две флешки, они ей очень нужны для учебы. Конечно, не весьма большие покупки, но мы довольны: Даша на них заработала. Сын, правда, еще не обучился грамотному расходованию денег. Но уже учится у сестренки. Считаю, что надо учить детей зарабатывать.

Егор Фомичев, отец двоих сыновей:

— Очень хорошо поступают родители, которые учат детей экономить денежки. Но у этого вопроса есть обратная сторона медали. Некоторые поощряют детей деньгами за хорошие отметки по отработанной системе: за пятерку — сто рублей, за четверку — пятьдесят. Да, ребенок начинает учиться лучше, но давать деньги за оценки, считаю, не выход. Хорошо знаю, что некоторые родители балуют детей деньгами за домашнюю работу. Помилуйте, это же совсем не то: дети должны помогать родителям без оплаты, чтобы потом не пожалеть в дальнейшем. А вот если сам ребенок заработает, то, конечно, надо, чтобы он копил денежки, и ни в коем случае не отбирать их на пополнение семейного бюджета. Мои пацаны копят на самокат. Еще мало в копилке, но я им сказал: «А вот узнаете, как зарабатывать денежки. Собирайте на нужную вещь, а не тратьте по пустякам».

Советы от педагога-психолога школы № 1 станицы Брюховецкой Алисы Киреевой:

Совет первый:

— Самое лучшее время, чтобы научиться отвечать за личный бюджет — подростковый возраст. Где детям брать деньги? Их дают школьникам родители — первое. Далее. Дети зарабатывают в летнее время на общественных работах. Знаю некоторых учеников нашей школы, которые на каникулах помогают мамам на работе: убирают помещения, разносят корреспонденцию. В четырнадцать-пятнадцать лет такая работа уже по плечу.

Совет второй:

— Планировать бюджет надо учить детей уже с семи лет. Первоклассники должны учиться финансовой грамотности с этого возраста. Родители дают малышам деньги, они их тратят на шоколадки, пепси-колу, чипсы. После уроков детишки бегут в «Магнит» и «Пятерочку», что рядом со школой, и покупают сладости по пути домой.

Совет третий:

— Мы организовываем для учеников небольшие мероприятия, на которых учим азам финансовой грамотности, растолковываем им, что семейный бюджет закладывается с каждого члена семьи. Знаю одну старшеклассницу из нашей школы, она уже окончила университет. Когда поступила, родители, естественно, давали деньги на неделю. Студентка откладывала часть на подарок маме к юбилею: купила хорошие духи, правда, в небольшой упаковочке. Мы пригласили нашу выпускницу на мероприятие по основам финансовой грамотности. Ее рассказ был очень полезным. И знаете, все получилось так хорошо, а дети задумались. Конкретные примеры идут только на пользу делу.

Совет четвертый:

— Главное для воспитания финансовой грамотности — собственный пример. Дети, как известно, все впитывают: они видят, как родители используют деньги. Правильные финансовые привычки нужно показывать на собственном примере. У ребенка, обычно, просьб очень много. Это же дети. Если реагировать на каждую просьбу подростка купить что-то раздраженно, то у детей может укорениться мнение, что денег в семье всегда не хватает. Надо объяснить, что расходы в ближайшее время уже расписаны. Кстати, за многолетнюю педагогическую практику убедилась, что детей надо брать в магазин за покупками, чтобы они видели, что нужно покупать для семьи в первую очередь.

В тему

А что думаете вы по поводу финансовой грамотности детей, уважаемые читатели? Если у вас есть советы, конкретные наработки, личный опыт, поделитесь всем этим. Ждем ваших откликов!

Похожие новости