Большая часть читателей нашей газеты – это люди пенсионного и предпенсионного возраста. Многие не понаслышке знают, что именно граждане пожилого возраста чаще всего становятся жертвами разного рода мошенничеств. Именно поэтому очень важно изучить основы финансовой грамотности. Причем они полезны и молодому поколению, которое сможет обезопасить своих родных и близких от аферистов.

Игры на доверии

Не секрет, что люди с возрастом становятся более доверчивыми. Злоумышленники, пользуясь добротой, открытостью и неумением пожилых пользоваться современными гаджетами, забирают у них иногда последние накопления.

Сейчас об основах финансовой грамотности для пенсионеров говорят повсеместно. Обучающие ролики то и дело крутят по телевизору, множество статей опубликовано в сети Интернет, уроки финансовой грамотности проводят также сотрудники банков, встречаясь со своими клиентами лично.

Все они говорят: «Не держите ПИН-код вместе со своей банковской картой». Многие скажут, что это элементарно, но, к сожалению, такая тенденция не редкость. Поэтому обезопасьте себя и своих близких заранее. Ведь в случае потери карты с ПИН-кодом вы даете свободный доступ к своим сбережениям нашедшему ее человеку.

Так или иначе, если карта все-таки утеряна, немедленно обратитесь в свой банк для ее блокировки.

Но не всегда снятие денег с вашего банковского счета без вашего ведома проходит только через банковскую карту. Некоторые мошенники умудряются это сделать дистанционно.

По некоторым данным, самым распространенным видом мошенничества является телефонное. Доля хищений денег с карт россиян с помощью гаджетов составляет от 60% до 80%. Причем эти методы у нас в стране распространены намного больше, чем в других, и проблема нарастает с огромной скоростью.

«Я много слышала о телефонных мошенничествах, но когда зазвонил телефон и голос в трубке представился банковским работником, об этом я думала в последнюю очередь. Меня очень испугало сообщение о том, что моя карта заблокирована, ведь там были все мои сбережения, которые я откладывала со своей, и без того небольшой пенсии, последние несколько лет. Не мешкая, я назвала работнику банка номер карты. Затем меня попросили назвать код, который должен был прийти в смс. Для того, чтобы его посмотреть, мне нужно было прервать звонок. Работник банка согласился, но попросил не терять ни минуты и сразу после этого набрать, названный им номер телефона. Благо, в это время ко мне в гости пришла внучка. Даша сказала мне, чтобы я не сообщала код из смс, а самостоятельно позвонила по контактному телефону в мой банк. Оказалось, что с картой было все в порядке, а мне звонили мошенники», — поделилась с нами своей историей брюховчанка Галина Александровна.

К сожалению, такие истории не всегда хорошо заканчиваются. Зачастую все аферисты — тонкие психологи, которые могут легко подстроиться к любой ситуации и сказать вам именно то, что вы подсознательно хотите услышать.

В таких случаях эксперты советуют немедленно прекратить разговор с человеком, представившимся вам сотрудником банка, а также не отвечать на подозрительные смс сообщения, а позвонить на горячую линию в банк и проверить сказанную вам по телефону информацию. Будьте максимально бдительными и подозрительными.

Полезными могут оказаться и возможности интернет-банкинга. Установите ограничения для расходных операций по карте, подключите СМС-информирование об операциях по карте на свой номер телефона.

Помните, что предотвратить мошенничество намного проще, чем потом пытаться что-то исправить. Мошенники могут пользоваться одноразовыми номерами и звонить из разных регионов нашей страны, поэтому выявить преступника будет крайне трудно, а порой и просто невозможно.

Бесплатный сыр — только в мышеловке

Еще одним распространенным видом мошенничества является покупка ненужных товаров и услуг.

Думаю, с каждым случалась ситуация, когда мы идем на рынок или в магазин и возвращаемся домой с непланируемой покупкой. Хотя когда мы ее покупали, мы были совершенно уверены, что эта вещь нам просто необходима. Чаще всего продавцы заманивают покупателей различными однодневными акциями и уникальностью товара. Тогда у покупателя складывается ощущение необходимости вещи, ведь если он не купит ее сейчас, то такой выгодной цены больше не будет.

Только вот одно дело, когда вы купили лишнюю коробку печенья или новый чайник, а другое, — когда обременили себя огромным кредитом, который придется выплачивать несколько лет.

«У меня проблемы с ногами — варикоз, поэтому когда мне позвонили и предложили бесплатное обследование в клинике, я очень обрадовалась и решила воспользоваться такой удачей. Меня встретили очень приятные люди, дали анкету, в которой я заполнила личную информацию о себе и провели в кабинет к доктору. Обещанный мне осмотр не занял более 5 минут, причем сделали его не с помощью современной техники, а можно сказать «на глаз». Врач сказал, что у меня серьезный диагноз, но избавиться от него можно за несколько курсов лечения у них в клинике. Сумма лечения — 200 тысяч рублей. Деньги мне могли дать прямо там, в клинике, нужны были только паспорт и роспись. Конечно, обременять себя таким долгом перед банком, не зная своего диагноза и без анализов, я не собиралась. Попросила дать мне время на размышление. Но сотрудники клиники были настойчивы, предложили скинуть сумму лечения до 140 тысяч. И выпускать из клиники меня не хотели. Сейчас я вспоминаю все это как страшный сон, еле ноги оттуда унесла. Страшно становится за тех людей, которые все-таки верят этим аферистам. Зато для себя я вынесла урок и больше на подобные уловки не ведусь», — рассказала нам Алла Николаевна.

Многие акции и скидки — лишь маркетинговый ход с целью привлечения клиентов и увеличения прибыли. Поэтому хорошо обдумайте, покупая какой-либо товар или услугу. Тщательно выбирайте компанию, расспрашивайте о ней у знакомых или прочитайте отзывы в интернете. Помните, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке.

Опасность подстерегает там, где ее не ждешь.

Меньше всего мы боимся быть обманутыми в отделении банка. Именно доверие к грамотному, порядочному специалисту заставляет не глядя подписывать договор. Но, к сожалению, именно этим иногда и пользуются сотрудники недобросовестных банков.

Часто пенсионерам под видом вкладов с повышенной доходностью продают инвестиционное или накопительное страхование жизни, или подключают ненужные дополнительные услуги о которых клиент банка даже не подозревает. Обезопасить себя от ненужных услуг можно обращаясь только в проверенные банки с хорошей репутацией. Хотя даже в этом случае нельзя быть уверенным на 100% в добросовестности того или иного консультанта. Лучше всего, отправляясь в банк, взять с собой знающего человека или изучить предлагаемую вам услугу в интернете, чтобы понять так ли необходима она вам на самом деле.

Будьте бдительны, уважаемые читатели, изучайте литературу, обучающую финансовой грамотности, прислушивайтесь к нашим советам, советам своих друзей и родственников и тогда вам удастся избежать нежелательных потерь и сохранить свои нервы. Ведь это именно тот случай, когда лучше 100 раз перепроверить, прежде чем принять, порой, судьбоносное для себя решение.

Похожие новости