БРЮПРЕСС

Официальный сайт газеты "Брюховецкие новости"

День российского кино

27 августа отечественные кинодеятели отмечают День российского кино. Именно в этот день в 1919 году был принят Декрет СНК РСФСР о национализации кинодела в Советской России. С того времени все частные кинотеатры, студии, прокатные конторы, а также вся фото-и кинематографическая торговля и промышленность были переданы в руководство Народному комиссариату просвещения. Однако само российское кино существовало и было популярно задолго до декрета.

В 1908 году режиссер и предприниматель Александр Дранков снял первый в Российской Империи художественный немой короткометражный фильм «Понизовая вольница» («Стенька Разин»). Вслед за ним в 1910-х годах также отсняли свои картины Владимир Гардин («Дворянское гнездо»), Яков Протазанов («Пиковая дама», «Отец Сергий»), Евгений Бауэр («Сумерки женской души», «Преступная страсть») и многие другие асы режиссуры создали конкурентоспособный жанровый кинематограф, где нашли своё место и экранизация русской классики, и мелодрама с детективами, и военно-приключенческие боевики.

В 1911 году торговый дом Ханжонкова поставил сложный по тем временам фильм «Оборона Севастополя» с реалистичными боевыми сценами. Этот фильм принёс известность таким актёрам, как Андрей Громов, Иван Мозжухин, Арсений Бибиков.

После октябрьской революции 1917 — го года на смену серебряному веку российского кино пришел советский киноавангард 1920-х. Идеологическая цензура в те времена еще мало интересовалась формой художественного текста, что позволило режиссеру Сергею Эйзенштейну экспериментировать с «монтажом аттракционов» (режиссёрский метод, в котором объекты,идеи и символы показаны в столкновении, чтобы оказать интеллектуальное и эмоциональное воздействие на зрителя) в его знаменитых фильмах «Броненосец Потемкин» (1925) и «Октябрь» (1927). «Броненосец Потемкин» стал самым первым почти цветным отечественным кинофильмом с раскрашенным на черно-белой пленке вручную красным флагом. Звук в российский кинематограф пришел только в 1931 году с фильмом «Путевка в жизнь» Николая Экка.

Фаворитами российского кинематографа 1930-х годов стали режиссеры, сумевшие не только освоить новые выразительные возможности звука, но и создать идеологическую мифологию «Великой Революции» – братья Васильевы («Чапаев»), Михаил Ромм («Ленин в Октябре», «Ленин в 1918 году») и Фридрих Эрмлер («Великий гражданин»).

Недавний ученик и ассистент Эйзенштейна – Григорий Александров («Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга») стал официальным мэтром комедии 30-х годов, а его супруга Любовь Орлова – главной звездой экрана.

Великая Отечественная война (1941-1945) резко изменила тематику и жанр российского кино. После пилотных короткометражек «Боевых сборников» появились полнометражные фильмы о войне – «Радуга», «Нашествие», «Она защищает Родину», «Зоя» и другие. На закате 40-х годов снимались эпопеи о революции и войне («Незабываемый девятнадцатый», «Сталинградская битва»), историко-биографические повести об ученых («Жуковский», «Пржевальский»), полководцах («Адмирал Нахимов», «Адмирал Ушаков») и деятелях искусства («Композитор Глинка», «Белинский»). Резко сузившийся развлекательный киноспектр был представлен комедиями Григория Александрова («Весна») и Ивана Пырьева («Кубанские казаки»).

«Оттепель» второй половины 50-х (после смерти Сталина) принесла с собой резкое увеличение кинопроизводства и волну режиссерско-актерских дебютов. На пике популярности в те времена был Григорий Чухрай , звезда фильмов «Сорок первый», «Баллада о солдате», «Чистое небо». Шедевр режиссера Михаила Калатозова «Летят журавли» завоевал «Золотую Пальмовую ветвь» на Каннском кинофестивале.

В середине 60-х была фактически объявлена война российскому авторскому кино, не соответствовавшему соцреализму. Самой жесткой цензуре подвергся фильм Тарковского «Андрей Рублёв»

Вместе с тем «оттепель» позволила выйти на экраны не только артхаусу Андрея Тарковского («Иваново детство»), Глеба Панфилова («В огне брода нет») и Ларисы Шепитько («Крылья»), но и подарила нам комедии Леонида Гайдая («Операция «Ы», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука»), Эльдара Рязанова («Берегись автомобиля!») и Георгия Данелии («Я шагаю по Москве»).

В 70-80-е годы выдающиеся фильмы несли наказание минимальным тиражом и прокатом («Зеркало» и «Сталкер» Андрея Тарковского, «Парад планет» Вадима Абдрашитова, «Мой друг Иван Лапшин» Алексея Германа). Но в то же время были сняты такие шедевры, как «Печки-лавочки» и «Калина красная» Василия Шукшина, «Начало» и «Прошу слова» Глеба Панфилова, «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Пять вечеров» и «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» Никиты Михалкова, «Слово для защиты» и «Охота на лис» Вадима Абдрашитова, «Чужие письма» и «Объяснение в любви» Ильи Авербаха, «Полеты во сне и наяву» и «Поцелуй» Романа Балаяна, «Военно-полевой роман» Петра Тодоровского и многие другие.

Посещаемость кинотеатров в России была одной из самых высоких в мире. Десятки миллионов зрителей смотрели комедии Леонида Гайдая («12 стульев», «Иван Васильевич меняет профессию»), Георгия Данелии («Афоня», «Мимино»), Эльдара Рязанова («Ирония судьбы», «Служебный роман», «Вокзал для двоих»), зрелищные ленты Владимира Мотыля («Белое солнце пустыни») и Александра Митты («Экипаж»). Абсолютными рекордсменами проката тех лет стали мелодрама Владимира Меньшова «Москва слезам не верит», завоевавшая «Оскар», и боевик «Пираты ХХ века» Бориса Дурова.

«Перестройка» середины 80-х годов первое время стимулировала творческую энергию кинодеятелей. Были выпущены на экраны ранее запрещенные фильмы. Переломным в истории отечественного киноискусства стал фильм «Покаяние» Тенгиза Абуладзе (1987 год). В жанровом спектре особое место заняли антиутопии и кинопритчи (фильмы Александра Сокурова, Вадима Абдрашитова, Карена Шахназарова, Константина Лопушанского, Ролана Быкова, Александра Кайдановского и др.).

В постсоветские 90-е — 2000-е годы на экранах стали появляется высококачественные проекты, авторами которых становились как признанные мастера российского кино, так и новые талантливые режиссёры. Началось производство сериалов, которые пользуются большой популярностью, поскольку такой формат позволяет полнее раскрыть сюжет и характеры героев. Более того, сегодня российское кино на территории нашей страны значительно опережает иностранный контент по темпам прироста зрителей. Жители Брюховецкого района также в большинстве своём отдают предпочтение российскому кинопрокату. Опрос, проведённый газетой «Брюховецкие новости», показал, что наибольшей популярностью пользуется у народа картина Антона Мегердичева «Движение вверх» (2017). На второй строчке расположился фильм Олега Трофимова «Лёд» (2018). На третьем месте — фильм-катастрофа «Экипаж» (2016). На четвёртой позиции — «Сталинград» Фёдора Бондорчука. И закрыл пятёрку лидеров фильм Андрея Кравчука «Викинг» (2016).