Как Кубань начинает новый учебный год, какие проблемы остаются в системе образования и как их можно решить — обсудили в Краснодаре на краевом педсовете
В традиционном августовском совещании участвовали губернатор Вениамин Кондратьев, председатель ЗСК Владимир Бекетов, вице-губернатор Анна Минькова, руководители краевых ведомств и учебных заведений Кубани. На видеосвязи с Краснодаром — города и районы, всего более пяти тысяч человек.
Дорога без опасности
Перед началом большого совещания губернатор Вениамин Кондратьев вручил директорам кубанских школ ключи от новых автобусов. 113 машин, которые будут возить на уроки детей из отдаленных станиц и хуторов, были закуплены в рамках госпрограммы Краснодарского края «Развитие образования».
— Новый школьный автобус — символ нового учебного года. Современный, безопасный, оснащенный навигационным оборудованием транспорт — сегодня жизненная необходимость. Путь ребенка от дома до школы и обратно должен быть, в первую очередь, безопасным, — сказал глава региона.
К концу 2017-го учебные заведения края получат еще 56 автобусов. Всего же в школьном автопарке их почти тысяча – подвозят к 650 школам более 50 тысяч учащихся.
— К нам автобус привозит детей из трех хуторов — 14 километров по гравийке, — говорит директор школы №16 станицы Геймановская Тбилисского района Наталья БАРЗДУН. — У предыдущего автобуса в этом году заканчивается срок службы, нам вручили ключи от нового. Рады и педагоги, и ученики, и родители.
Диалог с «цифрой»
В новый учебный год — не только с новыми автобусами, но и современным оборудованием. О цифровой лаборатории, приборах для измерения влажности воздуха и земли — их используют ученики на уроках, а еще пультах, которые вместо тетради и ручек в руках школьников во время контрольных работ, рассказала губернатору директор краснодарской школы №66.
На импровизированной выставке перед совещанием краевая станция юных техников представила 3D-модели, которые собирают и разрабатывают дети 9-10 лет. А школа из Усть-Лабинска показала интерактивный стол. В начальном блоке установлены семь таких гаджетов, ими пользуются дети во время перемены.
— Сегодня важно не просто давать знания, а учить думать, делать выводы, — считает Вениамин Кондратьев. — Вести диалог с поколением «цифры» нужно на одном языке. Но в то же время, школа должна усилить свою воспитательную функцию, растить гармоничную личность.
Для этого нужны и новые подходы в образовательном процессе, учебные заведения должны быть современными и ориентированными на инновации. Однако нехватка мест в школах по-прежнему остается острейшей проблемой, говорили на педсовете.
Темп взят. Не отставать
В преддверии учебного года в одной из школ Краснодара сформировано 20 первых классов — от «А» до «Ф». Всего в 90 образовательных учреждениях города учатся более 130 тысяч детей. Критическая ситуация сложилась также в Новороссийске и Сочи.
Еще в 14 муниципалитетах сохраняется переуплотненность школ. В 43 районах дети учатся во вторую смену. Каждый год, по словам и.о. министра образования, науки и молодежной политики региона Константина Федоренко, число школьников Кубани в среднем увеличивается на 20 тысяч человек.
— Нам надо брать и строить школы, — сказал губернатор. — Задачу ликвидировать вторую смену, которую перед нами поставил Президент России, мы также будем решать. Я прошу глав не ждать федеральную программу, а работать с застройщиками, искать инвесторов и прекращать строительство микрорайонов без социальных объектов, главные из которых – школы и детские сады. В этом году в крае вводим 8 новых школ, в следующем планируется еще 14. Двадцать две новые школы за два года — это хороший результат, учитывая, что последние 30 лет в крае почти ничего не строилось. Если сохраним взятый темп, то решим вопрос нехватки учебных заведений.
Внимание: на старт!
Но и школы, которые работают много лет в крае, также требуют не меньшего внимания. Образовательная сеть Кубани — одна из самых крупных в стране. 3 тысячи учебных заведений, в том числе 1200 школ. Часть из них находятся в удручающем состоянии, особенно в сельской местности. Так, в 100 школах – уроки физкультуры проходят в актовых залах или кабинетах, в некоторых учебных заведениях вообще нет спортзалов – они не были предусмотрены проектом строительства.
— Это немыслимо, нельзя лишать детей возможности заниматься спортом, — добавил Кондратьев. — По моему поручению разработали типовой проект школьных спортзалов общей стоимостью 10 млн рублей. До 1 сентября 2018 года спортивные залы появятся в 12 школах края.
Губернатор отметил, что содержание школ, капремонт, оснащение — государственная задача, это не должно перекладываться на плечи родителей. Любые денежные взносы на нужды школы должны быть максимально прозрачны, любая помощь от семей должна быть добровольной.
Курс на профессию
Заместитель главы региона Анна Минькова считает, что проблему нехватки мест частично можно решить путем открытия школ на базе федеральных университетов. Если в 2014 году в ВУЗах учились 169 тысяч человек, то в этом году — 122 тысячи. Эти высвобождающиеся площади можно переориентировать под школы.
Вице-губернатор настоятельно убеждает руководителей кубанских школ сотрудничать с заведениями среднего специального и профессионального образования. Рабочие руки — основа любой экономики.
— Уже несколько лет мы стараемся изменить перекос, когда основная масса выпускников стремится пойти в вузы, а не ссузы, — говорит Анна Минькова. — И, наконец, это случилось. Но в целом ситуация пока на прежнем уровне. Школам нужно активнее работать над профориентацией.
По мнению председателя ЗСК Владимира Бекетова, возможно на законодательном уровне создать такую методику.
— Есть предложение, которое поможет выстроить постоянные отношения власти и школы. Чтобы учитель на этой территории знал потребности: сколько требуется врачей, инженеров, механиков, агрономов, механизаторов, знал уровень заработной платы. Таким образом, это действительно была бы профориентация, – отметил спикер кубанского парламента.
Директор краснодарского технического колледжа Сергей ПРОНЬКО рассказал об уже имеющимся опыте в кубанской столице:
— Ученики пяти 9-х классов городской школы №2 в течение года раз в неделю проводили час-два в стенах колледжа. Итог: из 125 человек 80 решили получить профессию именно у нас.
Участникам педсовета рекомендовали такую практику внедрять и в другие учреждения образования края.