БРЮПРЕСС

Официальный сайт газеты "Брюховецкие новости"

Как вступить в ряды автоводителей: моя история

О водительском удостоверении я мечтала давно. Но все как-то не складывалось. То времени не находилось, то возможности. Но права были необходимы. И в начале текущего года я решила пойти учиться.

Первые шаги

Автошколу долго не выбирала. Пошла в ту, о которой слышала наибольшее количество положительных отзывов от своих знакомых.

За обучение оплатила 20 тысяч рублей, а точнее 19900, плюс, когда началась практика, еще по 220 рублей за занятие — на бензин. Итого, у меня вышло в районе 28 тысяч за все обучение.

Когда писала заявление в автошколу, у меня спросили, на какой коробке передач я собираюсь учиться вождению. Кстати, это важный момент.

В автошколах учат вождению на машинах, как с автоматической, так и с механической трансмиссией. Первой управлять сложнее, но, освоив «механику», можно без особых усилий перейти на коробку-автомат. Обратный переход дается в разы сложнее и часто приводит к повышению аварийности. Поэтому если вы получили права на управление автомобилем с автоматической коробкой передач и вдруг решите пересесть на «механику», вам придется снова идти в автошколу и переучиваться. Я выбрала механику, хотя, скажу честно, освоить мне ее было довольно не просто.

На учебу я пришла, можно сказать, нулевая. У некоторых ребят в моей группе были хоть какие-то навыки езды на автомобиле, а у кого-то даже права других категорий. А вот я за рулем не сидела ни разу. Тем не менее, учиться я шла с твердым желанием довести дело до конца.

Теория — фундамент обучения

Обучение началось с лекционных занятий. Мы изучали основы оказания первой медицинской помощи, психологию, строение автомобиля, правила ПДД. По каждой из указанных дисциплин мы сдавали зачет, за который нам ставились оценки. Все пройденные на занятиях вопросы были в билетах к экзамену, который нам предстояло сдавать в ГАИ по окончанию обучения. Слышала, что многие не ходят на занятия по теории, считают это ненужным. А я вот боялась пропустить даже одно занятие. На мой взгляд, теория — это фундамент обучения вождению. Самому ее выучить довольно трудно. На занятиях все раскладывается по полочкам. Да и у преподавателя всегда можно переспросить или попросить объяснить тот или иной вопрос. По крайней мере, у меня было так.

Вместе с преподавателями на занятиях мы решали экзаменационные билеты. Их, кстати, 40 штук, по 20 вопросов в каждом. Вопросы несложные (если, конечно, учить правила ПДД), но в них есть свои нюансы. Ошибки легко допустить по невнимательности, тем более, что есть вопросы, незначительно отличающиеся друг от друга. Поэтому билеты решать надо, и как можно чаще.

Изучить все 800 вопросов мне помогло еще и мобильное приложение «Дром ПДД». Очень толковая вещь. В нем можно проверить свои знания, попрактиковаться в решении экзаменационных вопросов. Приложение само укажет на ошибки и объяснит, как и почему нужно было ответить именно так.

Впервые за рулем

Прежде чем началась практика, прошло, по-моему, чуть больше месяца обучения. К тому времени я уже неплохо знала ПДД и морально была готова к тому, чтобы почувствовать себя в роли автоледи.

В первый мой день практики инструктор открыл передо мной капот автомобиля и объяснил в общих чертах, что и как работает, а также научил проверять уровень масла и охлаждающей жидкости. Ведь это должен уметь каждый водитель.

Первые мои шаги в вождении начались на автодроме. Мы просто ездили по кругу на первой передаче. Даже не ездили, а катились. И все, что от меня требовалось — просто крутить руль, но даже это оказалось нелегко. Далее инструктор объяснил, что ждет меня на предстоящем экзамене и показал, как выполняется каждое из упражнений. Всего их было пять: эстакада, заезд в гараж, параллельная парковка, разворот в ограниченном пространстве и змейка (или поворот под 90 градусов). Выполнять мы их стали уже на первом занятии.

Я старалась, но получалось не всё. Машина все время становилась криво, и ехала не так, как хотелось мне и моему инструктору.

Самым сложным для меня было второе упражнение. Гараж не поддавался мне очень долго. Важным нюансом было то, что заехать в него нужно было с однократным включением задней передачи. Поэтому, если машина уже заехала в гараж и стала криво, исправить это уже нельзя, выравнивать ее нужно заранее, во время заезда. А иначе экзамен будет провален. С остальным было легче. С каждой тренировкой навык становился лучше, и я чувствовала себя увереннее.

Сцепление — проблема всех новичков

Выезд в станицу стал небольшим испытанием. Когда инструктор предложил мне выехать с автодрома, я удивилась: «Поедем по станице?». Инструктор уверенно кивнул и сказал, что домой сегодня я довезу себя самостоятельно. Было страшно, но с задачей я справилась.

В итоге, на практику у меня ушло около 40 часов. За это время я стала увереннее чувствовать себя на дороге, неплохо ориентировалась. Но до настоящего водителя мне было еще далеко.

Самым сложным для меня оказалось переключение передач. Думаю, что новички меня поймут. Ведь при управлении машиной нужно выполнять различные действия одновременно: следить за дорогой, спидометром, не вилять рулем, переключать передачи, плюс ко всему еще и выжимать сцепление.

Думаю, сцепление — это отдельная проблема для всех начинающих водителей. Потому что отпускать его нужно плавно, а получается это, увы, не всегда.

Сейчас все это кажется немного смешным. А во время занятий мне было совсем не до смеха. Из-за ошибок, которых было немало, я очень огорчалась. Благо, мне попались хорошие инструкторы, терпеливые. Однажды мне посоветовали просто получать удовольствие от езды, чувствовать машину и быть с ней на одной волне. Это помогает. Только вот ощущать машину начинаешь не сразу — со временем. Поэтому, если что-то не получается, не надо опускать руки, и ни в коем случае нельзя бросать обучение. Возможно, водитель в вас проснется только к 10-му занятию. Все индивидуально.

Помню, после последнего занятия я спросила у инструктора, смогу ли я сдать экзамен. Он ответил, что все зависит от меня: если сосредоточусь, то у меня обязательно получится.

Волнение и его побочные

На экзамене все волновались. Кто-то даже успокоительным воспользовался. Хотя специалисты не рекомендуют. Говорят, что от этого реакция замедляется. А значит, вероятность что-то упустить и завалить экзамен — велика.

Чтобы получить водительское удостоверение необходимо сдать три экзамена. Первый — теория. Кандидат в водители должен решить один билет, случайно выбранный компьютером. При этом можно допустить всего одну ошибку, только в этом случае нужно решить еще пять дополнительных вопросов. Две ошибки разрешены в случае, если они сделаны в разных теоретических разделах (например, медицина и ПДД). Тогда кандидату в водители дается 10 дополнительных вопросов. В дополнительных вопросах ошибок допускать нельзя. Если экзамен все- таки не сдан, то ГАИ назначает другую дату экзамена, так что будет время подготовиться лучше.

Если тест пройден успешно, можно отправляться на автодром. Там нужно правильно выполнить все пять упражнений, о которых я говорила выше.

ПДД я сдала с первого раза, а вот на автодроме допустила ошибку при въезде в гараж. Поэтому отправилась домой. Ребят, сдавших дром, ждал экзамен по станице. После успешного прохождения которого можно было идти за небольшой пластиковой карточкой и называть себя водителем.

Станица: нюансы решающего испытания

Управление транспортным средством в городских условиях (в нашем случае, по станице) – это обобщающее испытание. Во время езды по маршруту происходит комплексная проверка знаний основ теории и практических навыков вождения. Госинспектор оценивает технику вождения, качество выполнения заданий, фиксирует каждое нарушение, и начисляет штрафные очки. Оценка инструктора известна сразу, или не позже 10 минут после окончания испытания.

На экзамене сотрудник инспекции проверяет умения ученика осуществлять следующие маневры:

  • проезд регулируемых и нерегулируемых перекрестков;
  • пересечение неравнозначных дорог;
  • осуществление поворотов и разворотов на перекрестке и вне его зоны видимости;
  • проезд железнодорожных путей;
  • перестроение на многополосных дорогах;
  • обгон или опережение попутного транспорта;
  • соблюдение допустимой скорости движения;
  • предоставление приоритета пешеходам на пешеходных переходах и остановках маршрутных транспортных средств.

Упорство дает результат

Сдать экзамены и получить права у меня получилось лишь с третьего раза. Во второй раз я хорошо справилась с автодромом, но допустила ошибку на станице. А вот в третий раз удалось сдать и ее.

И все-таки, наверное, главная проблема всех неудач — волнение. Именно оно становится одним из решающих факторов на экзамене. Как бы меня не настраивали окружающие и мой инструктор, я все равно нервничала.

Понимание того, что тебя снимают камеры, а за спиной сидит госинспектор, не дает успокоиться. Отсюда и оплошности. Это состояние нужно просто перебороть. Тем более что крепкая психика и быстрая реакция — очень важные качества водителя. Так я сказала себе на экзамене, сосредоточилась и уверенно проехала положенный маршрут.

Помню, инспектор попросил меня припарковаться и начал что-то писать в своих документах. В машине повисла тишина, я боялась услышать, что экзамен завален. Но все-таки набралась смелости и спросила «Я сдала?». Инспектор утвердительно кивнул и попросил расписаться. Поверьте, моей радости не было предела! Некоторое время даже трудно было осознать, что теперь у меня будет водительское удостоверение, о котором я так долго мечтала и столько вложила в него времени и сил.

Права мне выдали в тот же день, буквально в течение получаса после сдачи экзамена, и я счастливая помчалась домой.