БРЮПРЕСС

Официальный сайт газеты "Брюховецкие новости"

Монотонный труд или творчество: изучаем тонкости профессии сапожника

Профессия сапожника пришла к нам из далекой древности. И это неудивительно, ведь необходимость в ней появилась с тех самых пор, как человек надел первую обувь. Возможно кто-то подумает, что находиться целыми днями в небольшом помещении скучно и монотонно, но мы попытаемся развеять этот миф, попробовав себя в роли сапожника.

Станки, колодки, краски – главные помощники. Над мастерской Алексея Денисова и Сергея Миронова большими буквами лаконично написано: «Ремонт обуви». Но здесь не только обувь ремонтируют. Высококлассные мастера, которыми признаны Алексей и Сергей, оказывают абсолютно разноплановые услуги. В небольшом помещении есть все для качественного ремонта обуви, изготовления ключей, заточки инструментов, ремонта кожгалантереи и установки фурнитуры.

По периметру помещения стоят станки. Вот, например, сапожная швейная рукавная машинка, с помощью которой вшиваются молнии, а это станки для нарезки ключей, тут стоит гриндер для заточки ножей.

Всего в мастерской 14 станков. Самый дорогой — для заточки маникюрных инструментов. В уголке, на столике, мастера хранят большой ассортимент обувных красок, кажется, здесь их около сотни, а то и больше. Сергей говорит, что только черной у них 3 оттенка. Это необходимо для качественной покраски, тон в тон, той или иной обуви.

В шкафчиках у мастеров хранятся колодки всех размеров и форм — детские, изящные женские, мужские. Сейчас они делаются из капрона — это практичнее, а ранее изготавливались из дерева. Находятся в мастерской и такие. Мне, кстати, удалось подержать в руках колодку для детской обуви, которой уже более 50 лет.

Не женская эта работа? Много всего интересного можно найти в этом, с виду небольшом помещении. Каждая вещь вызывает восторг, а еще погружает в ностальгию детских сказок и мультфильмов о людях этого ремесла. Конечно, с годами технология починки обуви изменилась, у сапожников появились новые станки, более качественные материалы, но некоторые вещи неизменны всегда — это любовь к работе и творческая жилка, без которой работать мастером обувного дела просто невозможно.

Посмотрев на обилие приспособлений и инструментов, кажется, что с подобной работой может справиться только сильный мужчина, но нет — в этой работе приветствуются и представительницы прекрасного пола. Алексею и Сергею в работе помогают их супруги — Надежда и Катерина. Женщины в основном шьют и занимаются какой-либо мелкодетальной работой. А попробую-ка и я…

Раскрываем секреты ремесла. Ремонт обуви — это только 50% работы сапожной мастерской, поэтому я попробовала себя не только в ней. Так, недавно я в качестве клиента приходила в мастерскую для изготовления дубликата ключа, а сегодня уже сделала его сама. Оказывается, дубликаты производятся по принципу копира. Попробую объяснить. Оригинал и заготовка для ключа зажимаются тисками специального станка, далее мастер аккуратно, с помощью колеса ведет фрезой по узору оригинала, повторяя его таким образом на заготовке. После простых, на первый взгляд манипуляций, ключ почти готов к использованию, остается только обточить образовавшиеся зазубринки и неровности специальной щеткой-полиролью.

Любая обточка инструментов опасна тем, что в глаза может попасть мелкая металлическая стружка. Чтобы этого избежать, мастера используют в работе специальные очки. Их выдали и мне. После изготовления ключа, который, кстати вышел довольно симпатичным и был пригоден к использованию, мы вместе Сергеем Анатольевичем заточили нож. Здесь все оказалось немного сложнее. Грейдер для заточки инструментов представляет собой полоску натянутой, словно наждачной, бумаги, к которой специальной вилочкой прижимается лезвие для обточки. После включения станка, лента быстро-быстро крутится, опиливая инструмент и делая его острее. Эти действия показались мне более опасными, ведь работа идет непосредственно с острым инструментом и опасной лентой. Сергей говорит, что хорошо заточенный нож должен красиво и ровно резать бумагу. Мой со своей задачей справился.

Словно вязание крючком. И, конечно же, я просто не могу не рассказать о том, как я прошивала обувь. Правда не сама, а под пристальным наблюдением мастера.

Для прошивки подошвы необходим заостренный крючок и специальная капроновая нить. Мне это занятие напомнило вязание крючком, но со своими нюансами. Например, длина стежка должна составлять примерно 1 сантиметр, а узелок, которым закрепляется стежок, необходимо прятать строго в материале обуви, иначе он будет мешать ее носителю или красоваться на общем обозрении, что выглядит не очень эстетично. Сергей Анатольевич говорит, что на прошивку у него уходит около 15 минут, новичку же, для выполнения такой работы качественно, необходимо около 4-х часов. И действительно, первые стежки давались мне очень непросто. Тем не менее это занятие мне очень понравилось.

Еще одна работа, которую мне доверили — ремонт клепок на ремне. Задача заключалась в том, чтобы поставить фурнитуру на место заранее подготовленных дырочек с помощью специального пресса, это работа тоже показалась мне не сложной, но как и любая другая, она требовал определенных навыков.

Актуальна и востребована. Рабочий день в обувной мастерской подарил мне особенные эмоции. Я получила возможность не только познакомиться с этой творческой работой изнутри, но и приобрела полезные бытовые навыки. Например, изучила правила ухода за обувью, ее носке. Узнала, как можно увеличить размер обуви с помощью ее так называемого замачивания (протирания тряпочкой, смоченной горячей водой) и то, что практически любая обувь, кроме кожаной, пригодна для стирки в машинке.

Но главное, я поняла, что для работы сапожником абсолютно не важен пол. В этой профессии большое значение имеют природные данные — творческий подход, а еще стремление познавать новое, развиваться и совершенствоваться. Без этого, конечно, мало какая работа спорится, но в сапожном деле такие умения особенно важны. Перед мастером постоянно появляются новые интересные задачи, найти решение которым без гибкого ума трудно. А еще хочется отметить, что эта профессия, как и сотни лет назад, по-прежнему актуальна и востребована. Ведь обувь это основа нашего гардероба, а ее создатели – сапожники.