БРЮПРЕСС

Официальный сайт газеты "Брюховецкие новости"

Иванами и Григориями прозвали их не зря: казачья династия Онучко известна своими добрыми делами и предана традициям

Однажды кто-то произнес фразу, ставшую знаменитой: «Казачьему роду нет переводу». Это как раз про брюховецкую династию Онучко.

Из далеких двадцатых. Начало свое берет династия в далеких двадцатых годах прошлого столетия. Главой считают Ивана Онучко. Так поведал его сын Григорий, с которым мы встретились воочию и долго вели разговор о казачестве. Хотя, если честно сказать, знакомы мы с Григорием Ивановичем очень давно — были свидетелями его бесстрашных, в хорошем смысле этого слова, подвигов на Казачьем Острове. Григорий Иванович в нашем районе человек известный. В большинстве своем благодаря преданности казачьему роду.

Именно такой наказ ему давал в свое время отец, Иван Григорьевич, прошедший Великую Отечественную войну в кавалерийском полку и вернувшийся с фронта после тяжелого ранения, с наградами. Казак-фронтовик долго не искал, чем заняться, а пошел сразу в местный колхоз, который семья считает родным. Позже Иван Григорьевич выучился на ветеринара и имел огромное пристрастие к лошадям. Его увлечение всегда поддерживала супруга — Пелагея Базарная, овладевшая совершенно не женской профессией — известная трактористка и шофер разных автомобилей, она давала фору мужчинам. А они ее только уважали.

Шумно и весело. Именно родители-казаки, от земли и сохи, воспитали в сыне Григории любовь к казачеству. До армии, где служил в танковых войсках, он учился на тракториста, но больше всего любил лошадей. Спал и видел их во сне. С детства, можно сказать, и до сегодняшнего дня с ними не расстается. Он знает про них абсолютно все: породы и клички, нравы, характер и особенности, природную красоту и особую доброту, которую они дарят человеку лишь одним взглядом и легким прикосновением шелковистой гривы.

Супруга его, Екатерина Ивановна, никогда ничего не имела против увлечения мужа. Нет, наоборот, она только поддерживает Григория Ивановича. Повар по специальности, она по-прежнему варит для казачьей семьи борщи, печет вкусные пирожки, воздушные блины, готовит ароматные компоты. Любимыми блюдами — настоящими, кубанскими — накрывается стол, когда семья собирается вместе. Шуму, гаму, веселья хоть отбавляй. У Григория Ивановича и Екатерины Ивановны две дочери — Виктория и Ирина и сын Иван. Вот что сразу бросается в глаза: в казачьей династии Онучко мужчин называют только двумя именами: Григорий и Иван. Вот она, традиция — и ничего тут не попишешь. В честь деда-фронтовика назвали внука, младшего из детей Григория Ивановича.

Кто в группе джигитов? Иван — атаман Брюховецкого станичного казачьего общества. Он унаследовал от деда и отца все самые лучшие качества. А главное? Ну, конечно же — преданность роду казачьему. Служил в престижном Президентском полку, в группе джигитов слыл самым виртуозным и искусным. Сейчас Иван руководит группой брюховецких казаков-джигитов. Тот, кто хоть раз увидел выступления, потом долго находится под впечатлением джигитовки. Раньше Ивану отец, бравый казак, давал наказы, теперь уже Иван сам это делает. И не кому-нибудь, а своим, из казачьей династии. Его племянник, Артем, с самого детства впитавший любовь к лошадям, пошел по сути своей по стопам родни — прадеда, деда, отца, дяди — Артемка служит все в том же Президентском полку.

— И мы уверены, что он попадет в группу джигитов, — с улыбкой говорит потомственный казак из поселка Лиманского Григорий Онучко.

Угодили, так угодили! Славится династия и представительницами прекрасного пола. Дочери Григория — Виктория и Ирина — известны трудолюбием. Виктория — медсестра, Ирина работает в агроколледже. А если вне профессии? Не стоит гадать на кофейной гуще: естественно, их любимый вид спорта — конный.

Вот уж угодили батьке, — с гордостью признается Григорий Иванович. — С молодости как сели на лошади, так и преданы им остались. Скачут, будь здоров!

— Выигрывали ли призы на скачках? — спрашиваем старейшего казака с густыми красивыми усами.

— А как же! — с гордостью произносит он. — Не подвели ни разу казачью династию.

Семейный альбом. Такого богатого альбома я еще не видела. Одну за другой показывает Григорий Иванович фотографии. Вот Ивана провожают в армию по всем казачьим традициям: перевязывают яркими расшитыми рушниками казаков, а одеты они в красивую форму. Черно-белый снимок с атаманской скачки в Каневской, где Григорий Иванович всех обскакал. Он часто выигрывал соревнования. А тут со своим внуком, десятилетним Захаркой, ставшим хоть и маленьким, ну прям бравым казачонком.

Он и скачет у нас на лошади, и владеет холодным оружием, — улыбаясь, с гордостью говорит дедушка. — С детства мы учили вначале Артемку, а теперь взялись за Захара. Не гоже подводить казачью династию. У нас все хорошие. Вот зять мой, Алексей Базарный, верен казачеству. Ученикам преподает и учит их быть преданными делу своему.

Богатство, да и только. Если кто-то хоть раз попадет в уютный дом Онучко, то сразу обратит внимание на необычные предметы — шашки, кинжалы. Ими истинные казаки очень дорожат. Много книг. Полки шкафов уставлены литературой. Читают историю, классику, интересуются современностью.

И вновь фотографии. Мимо не пройдешь. Я узнаю статную Таисию Онучко — известную певунью из династии. Уж как она пела! А дар свой передала единственному внуку, Олегу Онучко. Он и поет, и на баяне играет, и музыку пишет. Свой бабушке посвятил концерт.

… Вот такая казачья династия живет в нашем районе, прославляет землю брюховецкую.