БРЮПРЕСС

Официальный сайт газеты "Брюховецкие новости"

Иран: долгая вражда с США и пример борьбы за национальные интересы

Исламская Республика Иран, более 40 лет находящаяся под санкциями, налаживает все больше контактов с Российской Федерацией. Так, например, Тегеран планирует закупать у «Газпрома» девять миллионов кубометров природного газа ежедневно. Это не большой объем, но сотрудничество в области энергетики поможет открыть новый путь для поставок в Азию из России.

Двум странам, богатым полезными ископаемыми, есть, что предложить друг другу и в области оборонного комплекса. Но особенно важным для российской стороны будет иранский опыт жизни под жесткими санкциями США.

Отношения Ирана и США резко испортились в 1979 году. В азиатской стране произошла Исламская революция, вестернизированная монархия превратилась в теократическую республику, враждебно настроенную ко всему Западу. Америка ввела против Ирана санкции, которые с тех пор неоднократно продлевали и ужесточали. Дипломатические отношения между странами с тех пор не восстановились.

США на протяжении многих лет обвиняет Иран в попытке создать ядерное оружие. Президент Джордж Буш в 2002 году назвал Исламскую Республику частью «Оси зла», обвинил в подготовке террористов и постарался сделать все, чтобы изолировать от мировой экономики.

Иранская ядерная программа была разработана для достижения самообеспеченности в энергетике и в стремлении государства стать самым технологичным в регионе. Но неспокойная политическая обстановка и резкая смена власти в XX веке не позволили научным институтам достичь поставленных целей. Разработки практически прекратились.

В 2005-2006 годах Иран возобновил работы по обогащению урана, несмотря на многочисленные дипломатические усилия Европы и прямое давление со стороны США. В Вашингтоне отреагировали на это очередным пакетом санкций. Рестрикции коснулись иранских компаний и банков, связанных с ядерной программой.

Санкции также запрещали любой стране мира поставлять в Иран оборудование и материалы для работы в сфере атомной энергетики. Избранный в августе 2013 году иранский президент Хасан Роухани пообещал «свернуть» ядерную программу в обмен на снятие санкций. В июле 2015 года заявление Роухани было закреплено Совместным всеобъемлющим планом действий (СВПД) – соглашением, подписанным ЕС, Великобританией, США, Россией, Китаем, Францией и Ираном.

Вступивший в должность президента США в 2017 году Дональд Трамп заявил, что хочет выйти из этой «ядерной сделки» – по его заверениям, Иран не соблюдал условия соглашения. Несмотря на данные МАГАТЭ, подтверждающие, что договор не нарушался, 8 мая 2018 года США объявили о выходе из СВПД. Тегеран получил ужесточение санкций, а также Вашингтон пригрозил экономически наказать всех, покупающих у Ирана нефть.

Рестрикции стоили Исламской Республике 100 миллиардов долларов нефтяных доходов с 2018 по 2021 год. Роухани заявил, что американские санкции направлены на уничтожение его страны, а не на борьбу с терроризмом. Тегеран отказался от ряда ядерных ограничений, при этом продолжил сотрудничать с МАГАТЭ.

В 2022 году, когда энергетический кризис мог быть облегчен выводом на рынки иранской нефти, США не смогли предложить Тегерану условий, при которых «ядерная сделка» могла бы снова заработать. Американская внешняя политика не предполагает гарантий соблюдения договора с третьими странами, в случае смены власти в Белом доме. То есть, новый президент США волен поступить с условиями сделки, как пожелает.

В сентябре 2022 года Германии, Франции и Великобритании заявили, что Иран продолжает развивать свою ядерную программу, выходя «далеко за рамки» того, что можно оправдать «гражданскими соображениями». Израиль, давно враждующий с Исламской Республикой, всеми силами добивается, чтобы никакие новые соглашения не были подписаны.

В это же время в Иране бушуют протесты. Поводом стала гибель 22-летней девушки, которая умерла после задержания полицией. Правоохранители привезли ее в участок за неправильное ношение хиджаба – в Исламской Республике очень строгие религиозные правила. Социальный взрыв подогревают слухи о состоянии здоровья 83-летнего верховного лидера Али Хаменеи и срыв ядерного соглашения.

Нарастающие беспорядки также могут провоцироваться извне как ответ недружественных стран на сближение Ирана с Россией. Протестные выступления проходят по многократно испытанной США схеме и подогреваются в соцсетях.