Анна Минькова: «Перестраиваем образование с учетом запросов экономики»
О поддержке выпускников, развитии кубанской науки и допобразования, а также почему не нужно отгонять школьников от компьютеров – в интервью с заместителем губернатора Краснодарского края.
По пути СПО
– Анна Алексеевна, разговор об образовании хочется начать с неожиданной статистики. В прошлом году колледжи и техникумы обогнали вузы по числу поступающих. С чем вы связываете интерес молодежи к среднему профобразованию?
– Такую тенденцию мы, действительно, наблюдаем. Сегодня больше половины девятиклассников выбирают не продолжение учебы в 10-11-х классах, а поступление в учреждение СПО. И не потому, что поступить в колледж проще, чем в вуз, а также не нужно сдавать ЕГЭ.
Они выбирают профессии, которые будут по душе и позволят зарабатывать. Система СПО сделала невероятный рывок с точки зрения приобретения новых смыслов – это новые стандарты, ресурсные центры, которые наполнены оборудованием. Нам удается перестраивать профобразование с учетом запросов экономики.
Три года назад появился федеральный проект «Профессионалитет». В него уже вошли 24 наших учреждения. Это 6 кластеров, где уникальное образование дается на технологичных площадках. Участвуют и предприятия – там стажируются будущие агрономы, виноделы, IT-специалисты.
– Конечно, люди видят такую динамику, поэтому все больше ребят выбирают СПО. Но может ли она принять всех желающих?
– Действительно, мы столкнулись с ситуацией, когда система СПО не удовлетворяет спрос. Более того, по нашим прогнозам, в этом году уже 65% девятиклассников уйдут из школ. Поэтому мы крайне нуждаемся в новых местах и учреждениях. К сожалению, пока нет ни федеральных, ни региональных программ.
Безусловно, мы работаем над тем, чтобы и бюджетные места увеличивать, и делать подвижки в плане строительства учреждений или открытия новых ресурсных центров. В любом случае, объем здесь надо наращивать.
Наука закроет дефицит идей
– Востребованность колледжей и техникумов не вызывает опасения за будущее наших вузов?
– Трансформация профобразования не должна на них отразиться, у вузов другие задачи. В крае работает 51 вуз, мы активно взаимодействуем. Федерация приводит в соответствие стандарты образования высшей школы, есть определенная разбалансировка. Например, магистратура станет продолжением образования, а не вторым высшим, как сложилось у нас.
Но главное – вузы станут основной платформой именно для научных изысканий. Для студентов учеба в вузе даст возможность заниматься исследованиями и фундаментальной наукой очень предметно, получая господдержку и гранты.
Ведь какой сегодня самый большой дефицит в мире? Дефицит идей. И вузы как научные центры должны генерировать их и производить смыслы для дальнейшей реализации уже на предприятиях, в интеграции с экономикой.
– Не так давно губернатор встречался со студентами и отметил, что ученых и научных статей у нас достаточно много. Что нужно сделать, чтобы перейти от идей к реализации?
– Прорывные достижения у нас также есть, их достаточно много, причем, с участием, в том числе, студентов российских и кубанских вузов. Наноспутники, нейросети, фундаментальные исследования космоса. Эта работа проводится в последние два десятилетия очень серьезно.
Губернатор максимально поощряет развитие науки в регионе. Пять лет назад был создан Кубанский научный фонд, с каждым годом его финансирование увеличивается. В 2024 это 200 млн рублей, они работают на внедрение программ в ключевые отрасли: АПК, промышленность, IT-системы. Нам важно, чтобы у умных и талантливых ребят были гранты и опорные точки для старта.
Технологии и инновации
– Какие самые яркие открытия Кубанского научного фонда можете назвать?
– Серьезные разработки есть в самых разных отраслях. Например, в медицине – наши ученые создали высокоэффективный клапансодержащий протез сердца, он позволяет без риска для здоровья оперировать пациентов повторно. Когда запустим в массовое производство, то импортозаместим дорогостоящие зарубежные аналоги.
Кубанский политех разработал технологии и специнструментарий для чистки водозаборных скважин, причем, любой степени загрязненности. Это позволит восстанавливать скважины, и не нужно тратить средства на бурение новых.
Ученые из КубГАУ создали препарат, который спасает от болезней озимую пшеницу, ячмень, сою, яблони, и он очень экологичен. В условиях импортозамещения это необходимые меры.
– Действительно, ни одна сфера не обойдется без инноваций – технологии нужны и в АПК, и в медицине.
– Да, мир развивается, скорости другие. В той же гибридной операционной (единственной на юге страны) наши медики могут работать одномоментно минимум на двух разных органах. За 30 минут каждая операционная может быть подготовлена для любого вида операций – от малоинвазивной хирургии и до сложнейших кардио-, нейровмешательств.
Или новый эндоскопический центр тоже в краевой больнице. Он стал центром для обучения врачей со всей страны. А это говорит о высоком уровне нашего здравоохранения. Мы постоянно учимся сами и учим коллег – это главный принцип развития.
Поддержка с малых лет
– Сегодня система образования строится на создании условий для развития и реализации потенциала детей и молодежи. Расскажите подробнее, что у нас делается в этом направлении.
– Во-первых, посмотрите, как изменилась сама школа. Для края обеспечение доступного, комфортного и качественного образования – в числе главных приоритетов. Только за последние пять лет по всему региону построено более 60 современных школ, более 30 зданий на 30 тысяч мест сейчас находится в стройке.
Школы открываются в течение всего учебного года – с этой четверти начали работать инновационная школа в Сочи, три новые школы в Краснодаре. Готовятся к открытию учреждения в Абинске и Горячем Ключе. Такого социального строительства не было никогда!
Также проводим большую работу по капремонту школ. В этом году выделяем 2,1 млрд рублей – это в 1,2 раза выше, чем в прошлом. Еще 2,9 млрд направляем на приобретение учебников для школ и организаций профобразования.
Во-вторых, активно развиваем допобразование. Появились айти-кубы, кванториумы, в каждой третьей школе края есть Точки роста, в каждой новой школе открываем класс робототехники. У нас 9 мобильных кванториумов, которые ездят по сельским школам и работают с ребятами.
Все это очень востребованные пространства, там дети с удовольствием проводят время и получают технические знания. Это первые ступени для будущих инженеров и изобретателей.
И конечно, поощряем школьников и наставников за победы в олимпиадах. У нас серьезная система мотивации талантливых выпускников. Губернатор принял решение поддержать стобалльников, решивших поступать в кубанские вузы. В прошлом году 100 баллов на ЕГЭ набрали 285 школьников. 115 поступили в наши вузы и колледж – впервые столько ребят-стобалльников продолжили обучение в крае! Все они получили по 100 тысяч рублей. Надеемся, что, отучившись здесь, они и работать будут по специальности тоже в нашем крае.
Помимо выплаты есть и губернаторские стипендии, проводится краевой конкурс «Премия IQ года» – то есть сегодня заниматься наукой интересно и выгодно. В регионе живет 1 млн 477 тысяч молодых людей. Трудоспособное население – это главное, что поможет субъекту сделать экономический рывок и выйти на другие показатели.
– Все это, конечно, очень мотивирует. Но как быть с теми ребятами, кто, кажется, бесконечно сидит в планшетах, телефонах? Что вы посоветовали бы родителям?
– Встречала родителей, которые говорят: «Моему ребенку ничего не интересно, он целыми днями у компьютера». На это я отвечаю: «Почему ничего не интересно? Он же увлекся компьютером – значит, его надо отдать в это направление». И даже если сейчас кажется, что дети гаджетозависимы и ленивы, уверена, что пройдет лет десять, и мы увидим, что наши дети лучше нас!
А нам как родителям важно помочь ребенку найти свой интерес. Ведь что мы можем дать этому миру? Я могу дать только знания, которыми владею. И мне нравится делиться ими, получать от детей обратную связь. В этом и есть для меня главный смысл.
Подготовила Мария Зарубина