Дорожить памятью во имя Победы: земляки стали символом трудового героизма в годы Великой Отечественной войны

Победа в Великой Отечественной войне досталась стране и ее народу великой ценой. Но подвиги совершали не только на фронте.
Весь «огонь» в тылу на себя приняли женщины, старики и дети. Они стали символом трудового героизма. Каждый из них по праву мог сказать, что это была и их Победа. К сожалению, все уходит в историю: важные исторические события, ежедневные подвиги, страдания людей. Но остаются воспоминания.
Валентина Алексеевна Калашникова из села Большой Бейсуг, долгое время работала в сельской администрации Большебейсугского поселения. После выхода на пенсию, возглавляла совет ветеранов. Она оформила три альбома о ветеранах Великой Отечественной войны, тружениках тыла и орденоносцах села Большой Бейсуг. Альбомы на память переданы в школьный музей. Валентина Алексеевна собрала воспоминания ветеранов войны, тружеников тыла. Она ушла из жизни. А записи с воспоминаниями остались. Супруг Валентины Алексеевны, ветеран аграрной отрасли, Владимир Ильич Калашников, продолжает дело Валентины Алексеевны. Недавно Владимир Ильич прислал в «Брюховецкие новости» воспоминания о труженице тыла Феодосии Поликарповне Загурской, своей односельчанке, которой нынче исполнилось бы 103 года.
Феня, так ласково называли девочку в детстве, юности, молодости, родилась в семье Поликарпа Филипповича и Феодосии Федоровны Калашниковых в хуторе Ланцы. Когда Фене было восемь лет, умер отец.
В семье было пять детей. Все тяготы легли на плечи мамы. В 14 лет Феню приняли на работу телятницей на МТФ колхоза «Таманец».
Когда началась война, она уже работала дояркой. Ей было 19 лет. Зимой 1942 года поступил приказ — всех животных с фермы эвакуировать в горы, чтобы они не достались фашистам. Заведующий фермой Кондрат Федорович Горишний, уроженец хутора Харьково-Полтавский, собрал всех и зачитал фамилии тех, кто будет перегонять коров, назвал имена тех, кто погонит овец, и тех, которые будут сопровождать караван на подводах с продуктами, водой и вещами. Феня и ее подруги Лида Гаценко и Лена Ионова попросили завфермой освободить их от участия в перегоне. А сами очень переживали, да и другие были очень удивлены.
На другой день девчата пошли на прием к председателю колхоза Черкашину. Они рассказали, что у них нет одежды — кофт, юбок и шаровар, а дорога займет много дней.
Председатель некоторое время молчал, потом встал, снял в своем кабинете шторы с окон , со стола — скатерть и сказал, чтобы сшили себе вещи.
Начали перегонять скот. Зима в то время было очень холодной, снежной и ветреной. Мужчины на лошадях гнали коров впереди. Овцы никак не хотели двигаться по снегу, упирались мордами в снег и стояли как вкопанные. Из воспоминаний Феодосии Поликарповны: «Мы руками брали их за шерсть, со слезами тянули за собой, но это не помогало. Приходилось останавливать коров. Видя все это, Горишний пересадил нас на лошадей, и мы гнали коров, а мужчины — овец.
Догнали стадо до станицы Кавказской, там стояли две недели. Что-то пошло не так и поступил приказ вернуться назад. Летом 42 года опять погнали стадо. Немного не дошли до Кореновска. Там уже были немцы. Опять вернулись назад».
После войны Феодосия Поликарповна работала в станице Брюховецкой в торговле, потом санитаркой в ЦРБ. Имеет награды. Ее супруг, Георгий Николаевич Загурский, ветеран Великой
Отечественной войны.