Воспоминания: «Девочки, война закончилась!»
Со дня Великой Победы советской армии над немецко-фашистскими захватчиками прошло уже 80 лет. Однако как бы далеко нас не уносило рекой времени от этих событий, забыть то, какой ценой нашим предкам досталась свобода, просто невозможно. О том, что происходило на поле боя сказано было многое. Но в тылу жизнь тоже была непростой. Жительницы поселка Лиманский — сестры Козыренко в ту пору были еще совсем детьми, но могут поделиться рассказами из будней тех лет.
Жизнь молодой семьи Козыренко шла размеренно и даже предсказуемо. Глава семейства — Николай Савельевич— работал трактористом в колхозе. Его супруга — Вера Васильевна —трудилась оператором на инкубаторе. У них подрастала маленькая дочь Валя. В 1940-м году, родители подарили ей младшую сестру, которую нарекли красивым именем — Лидия. Тогда им казалось, что все самое хорошее только впереди.
Но началась война. В августе 1942-го немецкие войска оккупировали Брюховецкий район, и надежды на лучшее разбились словно хрусталь о деревянный пол. Молодой отец сразу же отправился на фронт по призыву. Но вернуться живым ему было не суждено: 18 февраля 1943-го он погиб в станице Новомышастовской. Тем временем, вдове героя пришлось устроиться поливальщицей на огороды.
Сестры буквально выросли среди овощных чеков и поэтому, отлично помнят маминых коллег, которые часто делились воспоминаниями о пережитом:
— В 44-м русский летчик посадил самолет прямо на участок с бахчевыми культурами. Все сбежались, погрузили арбузы, но поскольку военной технике долго стоять нельзя, пилот снова взмыл в небо на своем летательном аппарате и скрылся за облаками, — рассказывает Лидия Николаевна.
Пока там, на фронте солдат бился с врагом, оставшимся в тылу тоже было несладко: свободных рук катастрофически не хватало. Тогда многие женщины прошли трехмесячные курсы трактористов. Случалось так, что прямо в разгар трудового дня, габаритные машины выходили из под дамского контроля и могли заглохнуть прямо посреди поля, а отчаявшейся трактористке ничего не оставалось делать, кроме как заплакать горькими слезами, облокотившись на огромное, нейлоновое колесо. Ситуацию всегда спасал бригадир, словно супер-герой, появлявшийся из ниоткуда.
В поселке, где жили Козыренко, немцы провели всего лишь сутки. Беспорядков не устраивали.
Но был один случай, заставивший местных изрядно понервничать. Фашисты потребовали, чтобы местная жительница приготовила для них обед. Такую нашли, а пока женщина стряпала на кухне для непрошеных гостей, те заприметили ее дочь:
— Красивая девушка, говорят — пояснил переводчик, который был вместе с нацистами.
Услышав это, девочка с матерью подскочили как ошпаренные и побежали куда глаза глядят. Схорониться получилось на соседском чердаке, где им пришлось просидеть целую ночь. Наутро немцы покинули поселок.
Румынская армия, воевавшая на стороне врага, напротив — вела себя на оккупированных землях по-хозяйски:
— Курки, яйки, молоко…— кричал недруг, планируя отобрать у простого человека последнюю краюху хлеба.
Во время Великой Отечественной войны люди действительно питались так, «как Бог пошлет», а точнее, тем, что сами выращивали. Даже растопка печей была делом непростым. Их топили камышом, который заготавливали зимой, когда лед на реке был чист и прочен. Косили специальным, острым инструментом с интересным названием — стругачка. Прибрежное растение было востребовано и в строительстве. Часто оно служило фундаментом для небольших домов, которые называли турлучными хатами. Жилище тогда у многих было очень скромное, нередко большой семье из пяти человек приходилось ютиться в маленькой комнате.
Одежда у гражданского населения также была довольно скудной. Дети часто приходили в школу босыми. Многие не имели возможности начать обучение своевременно, поэтому за одной партой легко могли встретиться ребята разных возрастов. Игрушек в привычном понимании слова, не было. Чаще всего их делали своими руками из порванных капроновых чулок или из кочанов кукурузы. Но даже такие вещи девочки и мальчики берегли как зеницу ока. Однажды маленькой Лиде Козыренко повезло: любящий дедушка — Савелий Мартынович принес ей необычный подарок — самую настоящую куклу. Внучка была очень рада и почти не расставалась с ней. Девятого мая 1945-го человек, заменивший сестрам отца вернулся домой с пустыми руками, но с хорошей новостью.
— Помню, дед зашел в комнату, смотрит на нас, молчит, а мы не можем понять, в чем дело. Вдруг, он собрался с мыслями и выпалил: «Девочки, война закончилась!» — вытирая слезы, вспоминает Валентина Николаевна.
Позднее, о капитуляции немецко-фашистских захватчиков официально сообщил председатель колхоза. По случаю Великой Победы было решено устроить праздник и собраться всем вместе у кого-нибудь во дворе.
Сестры Козыренко тогда были еще очень юны, но обе отчетливо помнят те моменты, когда все без исключения танцевали, улыбались, плакали от счастья и казалось, будто бы дышать стало легче. Безжалостная война отобрала у Валентины и Лидии папу. Однако ценой своей жизни Николай Савельевич и другие герои Великой Отечественной войны подарили нам вчера, сегодня и завтра.

