Память о великом художнике живет в картинах: как создавалась панорама «Сталинградская битва»

Георгий Иванович Марченко — имя, которое неразрывно связано с батальной живописью и героической историей нашей страны. Заслуженный художник РСФСР, он был не просто талантливым живописцем, но и непосредственным участником Великой Отечественной войны, что, безусловно, оказало огромное влияние на его творчество.
Георгий Марченко — наш земляк. Он родом из станицы Батуринской. Учился в Краснодарском художественном техникуме, после его окончания поступил в Харьковский государственный художественный институт. Но тут грянула Великая Отечественная война. В октябре 1941 года Георгий Марченко ушел на фронт.
Обучался на курсах младшего командного состава 1-го Ростовского военного артиллерийского училища. Командир взвода курсантов училища, лейтенант Марченко сражался на Северном Кавказе. Был награжден медалями «За оборону Кавказа», «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За боевые заслуги».
После войны Марченко посвятил себя изображению военных сцен, передавая на холсте драматизм сражений, мужество солдат и величие подвига. Его картины — это не просто документальное отображение событий, а глубокое эмоциональное переживание, пропущенное через сердце человека, видевшего войну своими глазами.
Подвиг великого солдата. Работы Георгия Ивановича Марченко отличаются реалистичностью, вниманием к деталям и умением передать атмосферу боя. Они позволяют зрителю почувствовать себя сопричастным к истории, ощутить героизм и трагедию войны. Его вклад в отечественное искусство неоценим, а память о нем живет в его картинах, которые продолжают вдохновлять и воспитывать новые поколения.
В каждой кисти, в каждом мазке Марченко чувствуется не только мастерство художника, но и глубокое уважение к подвигу советского солдата. Он не стремился к приукрашиванию или идеализации войны, а показывал ее такой, какой она была: жестокой, беспощадной, но и исполненной героизма и самопожертвования. Его полотна — это своеобразный памятник тем, кто отдал свои жизни за Родину, за мирное небо над головой.
Марченко умел видеть красоту даже в самых трагических моментах. Красоту мужества, стойкости, братства. Он запечатлевал не только масштабные сражения, но и отдельные эпизоды, лица солдат, их взгляды, полные решимости и надежды. В его работах нет пафоса или ложного героизма, только правда войны, увиденная глазами очевидца.
Как сшивали полотно. История создания Волгоградской панорамы «Сталинградская битва» возникла еще во время Великой Отечественной войны. А после ее окончания художники начали собирать материал для будущего шедевра. Одним из первых к работе над панорамой в 1948 году приступил Георгий Марченко, планировалось разместить ее на Мамаевом кургане, но местоположение изменили, и панорама обрела свой дом у стен разрушенной мельницы Гергардта на высоте 102 в подготовленном для нее круглом строении. Не менее сложной задачей было сшить и натянуть это огромное льняное полотно для панорамы. Соткали все же в Пензенской области на Сурской суконной фабрике «Красный Октябрь». Два куска ткани, большой — шириной 15,3 метра и малый —1,3 метра, доставленные в Волгоград, сшивали в спортзале недостроенного Дворца пионеров, так как другого подходящего помещения не нашлось. Швея Таисия Дикарева, под охраной милиции и светом прожекторов, несколько дней сшивала полотно особо прочными нитками.
Холст весом более тонны. Подъем и натяжение холста весом более тонны — тоже подвиг. Пятьдесят солдат Волгоградского гарнизона под руководством Георгия Марченко вручную поднимали и опускали полотно, пока художник не остался доволен результатом. Когда полотно было натянуто, Марченко даже прослезился…
Грунтовка холста была не менее уникальной. Два слоя рыбьего клея, изготовленного из плавательных пузырей осетровых, и три слоя специальной водоэмульсионной краски, доставленной из Подольска в рефрижераторе и хранившейся в огромном холодильнике, обеспечили долговечность полотна. Бригада из пяти высококвалифицированных грунтовщиц из Подольска работала над этим десять дней. А уже 9 сентября 1980 года художники студии Грекова начали наносить на холст ранее созданный эскиз. Полотно шириной 16 и длиной 120 метров было разбито на 48 квадратов, на него, как на экран в кинотеатре, проецировали слайды и художники переносили контуры изображений на свои участки.
Георгий Марченко, словно всю жизнь готовившийся к этой работе, писал вершину Мамаева кургана, разрушенные водонапорные баки, наблюдательный пункт Николая Батюка, снайпера Василия Зайцева и, как кульминацию, пленение немецких солдат. Его дипломная работа «Поход 10-й армии на Царицын» и фронтовая служба в противотанковом дивизионе стали своеобразной подготовкой к созданию этого монументального произведения искусства.
Бесценный вклад. Создав большое количество картин военной тематики, на рубеже 60-х и 70-х годов прошлого века Марченко ощутил в себе достаточно сил, чтобы взяться за живописный триптих, посвященный Сталинградской битве. Итогом пяти лет работы стали три большие картины: «В боях за Сталинград», «Соединение двух фронтов» и «Разгром и пленение гитлеровских войск под Сталинградом». Именно возле этой работы на выставке художников-грековцев в Волгограде 20 февраля 1981 года и ждал запаздывающую группу рабочих Георгий Марченко, когда его сердце остановилось.
Восьмого июля 1982 года состоялось торжественное открытие панорамы «Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом». Дело всей жизни авторского коллектива из семи художников-баталистов студии имени Грекова было сделано. На буклете, подготовленном к этому дню, фамилия Георгия Ивановича Марченко была напечатана уже в черной траурной рамке.
Наследие Георгия Ивановича Марченко — это бесценный вклад в сохранение исторической памяти. Его картины — это не просто произведения искусства, это уроки истории, которые необходимо помнить и передавать из поколения в поколение.