От мотора на углях — до искусственного интеллекта!
День работника автомобильного и городского пассажирского транспорта отмечается в последнее воскресенье октября. В нынешнем году эта дата выпадает на 26 октября. Его отмечают водители, ремонтники, инженеры, работники автотранспортных предприятий и все, кто связан с автомобилями по роду службы или трудовой деятельности.
В этот день традиционно поздравляют профессиональных водителей — людей, управляющих городским транспортом, грузовыми автомобилями, такси и так далее. Но наряду с ними поздравления также принимают и работники всей транспортной отрасли: начиная от тех, кто производит техническое обслуживание (автослесари, шиномонтажники), до людей, которые создают автомобили (автомобильные инженеры и конструкторы) и занимаются их реализацией (руководители и сотрудники транспортных компаний).
Временной точкой перехода человечества с обычных коней на железные принято считать 1886 год. Именно тогда Карл Бенц получил патент на автомобиль. Да-да, многие эрудиты возразят: Бенц не придумал его первым! Самоходную машину на пару соорудил Никола Кюньо, двигатель внутреннего сгорания создал Этьен Ленуар, а Карл — лишь воспроизвёл все существовавшие инженерные задумки и пустил автомобиль в серийное производство.
1896 год — год появления первого грузового автомобиля.
В Советском союзе выпуск отечественных грузовых авто наладили к 1931 году. Правда, прототип на базе итальянца «FIAT 15 Ter» собрали ещё в 1924 году. Его и доработали уже под наши условия. Так появился на свет первый советский грузовик АМО-Ф-15.
Развитие логистики, особенно с началом новой жизни после Второй мировой войны, дало толчок к увеличению объёмов грузоперевозок. Прогресс крепчал! Технические инновации внедрялись, грузоподъёмность увеличивалась. Поскольку водители могли находиться в пути по нескольких недель, комфорт стал в приоритет.
Так, кабину для водителя отделили от грузового отсека. Сидения стали мягче. Кроме того, угольные двигатели заменили на дизельные, и моторы обрели небывалую мощь. Механизм расположили под кабиной: благодаря этому, запах горючего улетучился из салона, да и оглушительный шум перестал давить на уши.
Сегодня грузовой автомобиль и крупный пассажирский автотранспорт — это часть жизни каждого из нас. Продукты, бытовые средства, техника, мебель, дома, в которых мы живем, асфальт, по которому ходим: без грузоперевозок просто не возможен ни один процесс жизнедеятельности — от торговли до строительства. Это движущая сила доставки чего угодно куда угодно за сколь угодно короткие сроки. И это еще не говоря о пассажироперевозках, позволяющих нам в самые короткие сроки перемещаться на большие расстояния.
Самосвалы, контейнеровозы, лесовозы, бензовозы, бортовые грузовики, автовозы, грузовики-шасси, пожарные машины, автовышки; тентованные, рефрижераторные и изотермические прицепы для перевозки контейнеров и негабаритных грузов; маршрутки, автобусы, троллейбусы — со времён Бенца минуло больше 125 лет. Автомобили, как и всё вокруг, изменились до неузнаваемости.
Наши авто стали не только быстрыми, и красивыми, но и экологичными. Электрокары — уже часть нашей жизни! И крупногабаритный автотранспорт не устаёт совершенствоваться: расширяются сферы эксплуатирования, улучшается качество, облегчается обслуживание. Турбодизели, водородные двигатели — это уже не будущее, а наша с вами удивительная реальность.
Не заоблачной фантазией, а привычной повседневностью становятся роботизация и автоматизация. Подобно беспилотным легковушкам (которые уже курсируют по улицам Москвы) этим летом первые отечественные беспилотные фуры «КамАЗ» совершили пробег из Санкт-Петербурга в Москву. Большегрузы преодолевали «дистанцию» как в автономном, так и в ручном режиме управления, держа скорость 80 км/ч. Испытательный путь продлился 9 часов.
А мы попросили водителей с разным стажем поделиться своими автоисториями в честь профессионального праздника.
Александр Уткин:
— У меня с 1973 года длится безаварийный автостаж! Честно горжусь этим! Конечно, автоисторий у меня море. Но расскажу один случай, который сразу вспомнил, как только вы попросили рассказать какую-то памятную историю. Работал я в то время на птицефабрике, расположенном во соседнем районе, в станице Новокорсунской. Возить приходилось и живую птицу, молодых цыплят, тушки на мясо и яйца. Точки доставки разные, но обычно в течение смены успевали сделать ходку в обе стороны. Нередко ездили колоннами по несколько машин. И вот в один раз поехали четырьмя машинами. Зима, холод. Но в машинах у всех теплушки, вполне комфортно. В одну сторону доехали без приключений. обратно поехали уже затемно. А тут еще и завьюжило. Видимость на дороге сильно упала. Я ехал вторым. Смотрю и не пойму: от метели кажется, или машина впереди виляет странно. Прибавил газу, думаю, поравняюсь, посмотрю. А он прям виляет передо мной. Понял: засыпает коллега! Раций в то время еще не выдавали. Надо было как-то его остановить. обогнал, аварийку врубил и давай оттормаживаться. А сам посматриваю, чтобы он в меня не въехал. Он остановился. Я из машины и к нему. Спрашиваю: спишь? Тот только кивает. Оказалось, с женой повздорил до того, не спал ночь на нервах. А тут вырубать стало прямо в пути. Мы остальных отпустили, а я ним остался. Часик дал ему покемарить и поехали. Только я уже внимательно за ним следил всю дорогу. Молодой парень. Хоть я давно на пенсии, как увидит меня на рынке или еще где, так бежит обниматься. Говорит: ты, дядь Саш, мне тогда жизнь, наверное, спас.
Наталья Королева:
— Я сама не профессиональный водитель. Езжу на своей «Приоре» всего три года. За пределы района редко выезжаю — боюсь еще. но однажды пришлось мне ехать в станицу Гостагаевскую, это в Анапском районе. Понятное дело, ехала по навигатору. И вот в какой-то момент понимаю, что у меня телефон, в котором навигатор и включен, разряжается… Я прям жутко запаниковала, только проехала Славянский район. И вот сразу за станицей Анастасиевской телефон полностью разрядился. И все — дальше я ехать не могла. Просто не знала, куда. Остановилась на обочине и вышла «голосовать» с большим пальцем к небу. Решила, спрошу у кого-то из водителей, куда дальше ехать, может, кто в ту сторону едет, так хвостиком к нему пристроиться… Минут через двадцать остановилась передо мной фура. Дяденька-водитель решил, что я сломалась. А когда я объяснила свою просьбу аж рассмеялся, говорит: главное, что машина не сломалась, езжай за мной, провожу тебя до хутора Коржевского. Так довел меня за собой до Коржевского. Я уже думала, сейчас снова «голосовать» придется. А там, перед въездом в хутор уже стояла другая фура. Оказалось, водитель по пути черех рацию со своими коллегами связался, спросил, кто на Гостагаевкую едет и попросил меня сопроводить! Так я до самой станицы доехала без проблем! Всегда буду помнить тех добрых водителей фур! Здоровья и и их семьям!
Сергей Гелета:
— Знаете, мне в праздничный день хочется не про себя рассказать, а про человека, чьего имени даже не знаю, но он мне точно жизнь помог спасти! Четыре года назад у меня сердечный приступ случился, тромб оторвался. Я на кухне как сидел за столом, так на пол боком рухнул, и чувствую, как тело ватным становится и дышать тяжело… Жена испугалась, сразу скорую вызвала. Так вот, приехала машина минут за десять, если не быстрее. Фельдшер — молодой парнишка — только меня послушал да на палец какой-то агрегат повесил и сразу побежал каталку из машины доставать. А вот водителя авто я не помню совсем, кажется, взрослый дядька. Но пока ехали, он все молодого спрашивал: как там он, успеваем? С мигалками до больницы долетели просто молнией. И вовремя успели… Уже когда меня стабилизировали и на Краснодар отправили, кардиолог сказала, что если бы чуть позже привезли меня, никто уже не помог бы. Вообще врачам, конечно, спасибо, но водители скорой помощи — это тоже ангелы-спасители! Часто неоцененные! А в их праздник хочется поклониться до земли их важному труду!

