БРЮПРЕСС

Официальный сайт газеты "Брюховецкие новости"

Очки в старину: история предмета для остроты зрения

Вряд ли нашелся бы безумец, который обозвал бы монарха, генерала или вельможу четырехглазым. Однако с определенного момента обличенные властью лица прошлого не стремились появляться на публике в очках. Религиозные и политические конфликты порождали дикие предрассудки и мешали развитию оптики.

Сменить очки на контактные линзы многих заставляет не практичный аспект, а желание избавиться от неприятных воспоминаний из детства. О том, как уговорить ребенка носить очки, только ленивый психолог не рассказывал. Призвать на помощь героев минувших веков почему-то никто не догадался. Узнав, кто и когда преследовал «четырехглазых», многие пересмотрят свое отношение к полезному аксессуару.

В силу того, что первые линзы в оправах, производили в пизанском монастыре, автором изобретения был монах, а первыми обладателями — духовенство, в ереси их не замечали. Ходили слухи о том, что автор очков не Алессандро Спина, а алхимик Роджер Бэкон. Правда, грешник соорудил очки во время тюремного заключения и преподнес первый экземпляр Папе Римскому в качестве покаяния. Счастливцы, вернувшие себе остроту зрения, с радостью позировали для портретов с прототипом пенсне в руках. Первым изображением прототипа очков является предмет на носу кардинала Уго ди Прованса на фреске 1352 г. в церкви итальянского города Тревизо. В XIV веке очки придавали человеку имидж книголюба и знатока.

Испортили имидж очкам живописцы. Неизвестно, кто первым додумался изобразить в руках у фарисея, ведущего спор с Христом, очки, но вскоре такой образ стал очень популярен. Очки в данном случае символизировали слепоту персонажа в отношении божественных истин. Позже они стали неотъемлемым атрибутом аллегории иных вероучений, не сумевших разглядеть сына Божьего в Иисусе.

Реформаторы призвали искусство на борьбу с католической церковью и сделали печатный станок одним из своих главных орудий. Своих противников они изображали в карикатурном виде, не забывая указать на то, насколько он слепы, защищая старые порядки. Практически все герои, подвергавшиеся осуждению, были изображены в очках. Народная молва начала приписывать стеклам для глаз магические свойства скверного характера. В Северной Европе крестьяне, описывая ведьм и чертей, непременно упоминали о том, что те были в очках. Сами сказители боялись примерять на себя дьявольское устройство, утверждая, что оно высосет через глаза их душу.

В России ничего про европейскую борьбу с очками не слышали, а у молодого царя Михаила Романова было плохое зрение. В 1614 г. за счет государственной казны ему приобрели очки в серебряной оправе. Позже он заказал аналогичный аппарат для своего сына, любившего чтение.

Особых успехов в придании знакомому аксессуару оригинальной формы добились британцы. В начале XVIII в. Оптик Эдвард Скарлетт представил очки с металлическими дужками, которые прекрасно сочетались с париком. Однако эта инновация использовалась только в домашнем обиходе, модным аксессуаром стал созданный немногим позже лорнет — две или одна линза, прикрепленные к изящной рукояти.

Во время Французской революции любимец аристократии лорнет из моды вышел. В России же его начали воспринимать как символ верности монархии. В XX веке очки вернули себе доброе имя. Подражать дикарскому поведению религиозных фанатиков и чокнутых государей позволяют себе только невежды, в число которых входят и школьные хулиганы. Брать пример следует с людей, которые прославили свое имя в веках и не стеснялись носить очки вопреки предрассудкам.