БРЮПРЕСС

Официальный сайт газеты "Брюховецкие новости"

Геноцид жителей Кубани в годы Великой Отечественной войны

Есть преступления, для которых нельзя определить справедливую меру пресечения. Подобные деяния настолько страшны, что просто не укладываются в человеческих головах и поэтому наказание за их совершение не имеет четких рамок, а также срока давности. Одно из таких преступлений — геноцид, который в свое время стал культом для фашистов и толпами косил советский народ во времена Великой Отечественной войны, в том числе и на Кубани.

Был издан документ.

Днем единых действий в память о геноциде советского народа нацистами и их пособниками объявлено 19 апреля. Так как именно в этот день в 1943 году был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР № 39 «О мерах наказания для немецко-фашистских злодеев, виновных в убийствах и истязаниях советского гражданского населения и пленных красноармейцев, для шпионов, изменников родины из числа советских граждан и для их пособников».

Появление этого документа было первым фактом признания целенаправленной и масштабной политики фашистов по уничтожению мирного населения на оккупированной территории и наказуемости таких преступлений. Именно поэтому мы решили приурочить данный материал к такой значимой дате и рассказать о геноциде советского народа на кубанской земле.

Судили на Кубанской земле.

Не всем известно, но первый суд над нацистами состоялся в Краснодаре. Судебное заседание военного трибунала Северо-Кавказского фронта прошло с 14 по 17 июня 1943 года. По его итогам к смертной казни через повешение приговорили девятерых изменников родины, еще троих — к 25 годам тюрьмы.

Сама же оккупация Краснодара длилась 186 дней и завершилась 12 февраля 1943 года. Этот период стал самым страшным в истории региона, а Краснодар был признан одним из самых разрушенных городов СССР в период Великой Отечественной войны. Во время оккупации здесь погибли 13 тысяч человек — стариков, женщин, детей. Именно на нашей земле фашисты впервые применили «душегубки». Но несмотря ни на что город смог выстоять.

Кровавые страницы оккупации.

Во время подготовки к написанию материала ко мне в руки, благодаря содействию брюховецкой центральной библиотеки, попала книга, изданная региональным отделением Общероссийской общественно-государственной организацией «Российское военно-историческое общество» в Краснодарском крае, совместно с Краснодарским государственным институтом культуры — «Кровавые страницы немецко-фашистской оккупации на Кубани». Сразу отмечу, что название у нее говорящее, так как каждая страница издания действительно пропитана кровью сотен ни в чем не повинных людей. В ней собраны десятки протоколов опроса очевидцев страшных дней нахождения фашистов на нашей земле, описывающие их жестокие деяния, а также фотографии, от которых по коже бегут мурашки, а на глаза наворачиваются слезы. В их существование не хочется верить, тем не менее сцены, изображенные на них — подлинные.

В Ейске и Белой Глине.

Из актов и протоколов мы можем узнать о массовом истреблении народа в городе Апшеронске, Кропоткине, Выселковском, Гулькевическом, Крыловском и Ленинграском районах, станице Курганинской, Ильской, поселке Бейсуг и еще многих других населенных пунктах нашего региона. Но я опишу всего несколько событий.

Пожалуй, одно из самых жестоких злодеяний фашистов является массовое убийство воспитанников ейского детского дома. Здесь были заживо погребены 214 детей. Трагедия произошла 9-10 октября 1942 года.

В акте по результатам расследования фашистских злодеяний Краснодарской краевой и Белоглинской районной комиссий описано, что в селе Белая Глина найдено 25 могил с более, чем 3500 расстрелянными советскими гражданами. На момент их обнаружения, многие могилы остались не закопанными и в них хаотично лежали тела расстрелянных и замученных советских воинов и мирных жителей. Сегодня на месте их захоронения — братской могиле установлен памятник «Крик».

В выписке из судебного протокола военного трибунала гарнизона города Тихорецка даны показания подсудимого Католикова, который стал свидетелем и участником массового расстрела евреев. По его словам, их собралось «57 человек, среди которых были взрослые, дети от одного года до десяти лет». Евреев заставили рыть яму, а когда дело было сделано, заводили в нее по пять человек и расстреливали, принуждая ложиться каждую новую партию людей на трупы уже расстрелянных евреев. Далее показания Католикова гласят, что ему «ярко запечатлелся способ убийства двухлетнего ребенка — мальчика, который был на руках у своего отца. Офицер схватил мальчика, поднял его на руки и навесу расстрелял из револьвера, которого также бросил в группу расстрелянных. … Когда окончился расстрел евреев, немецкий палач ходил по трупам и проверял нет ли между ними живых, и кто из них подавал стон, он добивал их на месте».

Подобных историй в книге описываются еще десятки. Массовые убийства мирного населения, гонения евреев — не обошли и наш район.

Еврейская девочка из Брюховецкой.

Местный краеведческий музей предоставил мне одну интересную историю о маме Наташе, брюховецкой женщине, которая спасла девочку-еврейку от гибели.

Четырехлетняя Танечка была дочкой инженера Брюховецкого пенькозавода Ревекки Ильиничны Сельман. Перед наступлением немцев, семья Ревекки Ильиничны — мать, сестра Ася и Танечка должны были с другими станичниками добираться до Краснодара и заводским поездом уехала в далекий тыл, только им этого сделать не удалось.

Семью Сальман увезли в Тимашевскую и поместили в тюрьму, которая охранялась русскими полицейскими.

Главная героиня этой истории — Наталья Григорьевна Дудник в те тяжелые дни жила по улице имени Гоголя, была соседкой и доброй подругой семьи Сельман. Узнав об их аресте, она решила, что должна спасти хотя бы Танечку. Сделать это было, конечно, очень не просто, но, к счастью, она все-таки вызволила девочку и стала для нее второй мамой. А вот бабушку и тетю Танечки расстреляли на рассвете следующего же дня.

Но спасение этого ребенка лишь единичный случай. Таня, можно сказать, в рубашке родилась. А сколько еще таких семей было загублено в те годы — страшно представить. Смотря на эти ужасы, очевидцы того времени изо всех сил верили в победу Красной армии, молились и сами вставали в их ряды — шли на фронт, становились партизанами. И благодаря общей сплоченности разгромили врага во благо мира, светлого неба над головой и ради полного искоренения абсолютного зла — фашизма.