БРЮПРЕСС

Официальный сайт газеты "Брюховецкие новости"

Повышенная тревожность у школьников: причины и пути ее решения

В настоящее время ускоренными темпами происходит развитие информационных технологий, возникают пандемии, нестабильные политическая, социальная и экономическая ситуации. Чувство тревоги и страха, как никогда, становится актуальным состоянием современного российского общества. Дети и подростки в силу своей незрелости являются наиболее уязвимыми к восприятию данной обстановки, и поэтому требуют к себе особого внимания и поддержки со стороны взрослых.

Что же такое тревога и как ее распознать?

На самом деле вариаций определения термина тревожности достаточно много. Но в психологии тревожность понимается, как некое нервно-психическое напряжение, при котором обычная нейтральная ситуация воспринимается человеком, как угрожающая, вызывающая переживания. При этом данное состояние может сопровождаться такими чувствами, как страх, гнев и вина.

На что стоит обратить внимание взрослым, чтобы определить повышенную тревожность у ребенка? В первую очередь ребенок становится слишком эмоциональным, может плакать из-за пустяков, беспокойным, рассеянным, нервным, остро реагировать на вполне обычные бытовые ситуации, нарушается сон или наоборот слишком долго спит, появляются жалобы на поведение и успеваемость со стороны педагогов. Своим поведением может вызывать у взрослых желание позаботиться, и чтобы в целом обратили на него внимание. А сам ребенок в этот момент испытывает малоприятные ощущения, такие как чувство беспомощности, дезориентация, переживание одиночества, отчужденности, страха и отчаяния.

В школе повышенная тревожность проявляется как пассивность на уроках, скованность при ответах, смущение при малейшем замечании со стороны учителя. На перемене тревожный ребенок не может найти себе занятие, любит находиться среди детей, не вступая, однако, в тесные контакты с ними. Кроме того, в силу больших эмоциональных нагрузок, ребенок начинает чаще болеть, снижается сопротивляемость соматическим заболеваниям.

Причины тревожности у школьников

Факторов развития повышенной тревожности достаточно много, ниже перечислены наиболее распространенные.

1) Адаптация к школе или неудачный предшествующий опыт адаптации к школе или коллективу (обижали в детском саду, психологические травмы и т.д.) Данный период даже для взрослого человека очень волнителен.

2) Отсутствие друзей в школе. Если по каким-либо причинам ребенок не смог влиться в коллектив и стал «изгоем» в классе, то его нервно-психическое напряжение сильно растет.

3) Учебные перегрузки, в том числе и подготовка к экзаменам.

4) Отсутствие поддержки со стороны взрослых, как педагогов, так и родителей. Ребенок видит, что от него постоянно требуют и давят или вовсе не замечают, что может спровоцировать замкнутость, порождение страхов, неуверенности в себе и снижение успеваемости.

5) Конфликты внутрисемейной жизни. К ним относятся и бытовые споры, переезд, развод родителей или даже потеря близких людей — все это без сомнения сильно влияет на детей. Мир ребенка в кризисных событиях теряет стабильность.

6) Нестабильность окружающей среды и непоследовательность взрослых, когда непонятно на кого и на что можно опереться, когда нет ясности, когда от ребенка большие ожидания, и мало поддержки. Высокое тревожное напряжение означает, что нет баланса поддержки и нагрузки в жизни ребенка.

Как помочь ребенку в преодолении тревожности?

В первую очередь вы должны побеседовать со своим ребенком. Если ребенок окончательно не потерял к вам доверие, то он, возможно, расскажет что его тревожит и тогда вы сможете сориентироваться что вам делать и как исправлять ситуацию. Но если ребенок закрыт и не идет на контакт, тогда вам понадобиться помощь специалиста.

При высокой тревожности стоит обратиться за помощью к детскому психологу. Многие направления психологической помощи используются при работе с детскими страхами и беспокойством. Одним из эффективных методов при работе с тревогой является арт-терапия. К методам арт-терапии относятся: психодрама, песочная терапия, сказкотерапия, изотерапия, библиотерапия, музыкотерапия, в зависимости от заинтересованности ребенка.

Иногда, чтобы успокоиться помогают простые занятия — это может быть любой спорт, в котором ребенок успешен, творческие занятия: лепка, конструирование, моделирование или же просто прогулки с собакой, которые нравятся ребенку.

Основные рекомендации родителям:

Ежедневно отмечать успехи ребенка, сообщая о них в его присутствии другим членам семьи.

Необходимо отказаться от слов, которые унижают достоинство ребенка.

Не надо требовать от ребенка извинений за тот или иной поступок, лучше пусть объяснит, почему он это сделал.

Нельзя угрожать детям невыполнимыми наказаниями.

Полезно снизить количество замечаний.

Ласковые прикосновения родителей помогут тревожному ребенку обрести чувство уверенности и доверия к миру.

Родители должны быть единодушны и последовательны.

Избегайте состязаний и каких-либо работ, учитывающих скорость.

Не сравнивайте ребенка с окружающими.

Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.

Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть.