БАМ в моем сердце навсегда: наш земляк вспоминает времена самой масштабной стройки
8 июля 1974 года официально стартовало строительство Байкало-Амурской магистрали, точнее основного ее участка — от Усть-Кута до Комсомольска-на-Амуре, ставшее для СССР стройкой века.
Приехали в Февральск. Строил БАМ и наш земляк Андрей Трапезников. Судьба распорядилась так, что он, студент-первокурсник, пошел служить в армию. Если бы не служба, то и БАМа бы не видать. Это как маленькая шутка. А вообще, тогда он и не думал, что побывает на великой стройке века. Как и положено, вначале была учебка в течение полугода, а потом распределили в железнодорожные войска. И не куда-нибудь, а на сам БАМ!
Как сейчас Андрей отлично помнит длинный путь, который преодолели. Вначале поезд примчал в Москву. Потом уже отправились дальше. Конечной точкой значился Февральск. Никто понятия не имел, что это такое.
— Звучное название, — с улыбкой на добродушном лице рассказывает собеседник. — Но отнюдь не в честь Февральской революции, а от села Февральского, которое основали переселенцы, в феврале 1896 года забравшиеся выше всех по льду Селемджи. Это в качестве коротенькой исторической справки. И мы же, военные-железнодорожники, приехали сюда.
Куда идти? За Тураной, хребтом на границе Хабаровского края с Амурской областью, местность совсем уж разгладилась — будущая Байкало-Амурская магистраль выходит на Зейскую равнину. Ниже по течению, у Транссиба и Амура — плодородные прерии. А вообще, Февральск — небольшой рабочий поселок в Амурской области, расположенный между реками Селемджа и Бысса, в 334 километрах к северо-востоку от Благовещенска. Это сейчас. Когда же будущие строители приехали на станцию, то не знали, как и куда податься. Мороз дикий, ветер студеный, ни зги не видно. И тишина. Ни единого человека нет. А идти надо.
— Куда? — спрашиваем. — Ответ прозвучал короче некуда: «Прямо!». И мы пошли ветром гонимые. Холодина дикая, даже сейчас, когда вспоминаю, пробирает. Вообще никого и ничего не видать. Через время слышим, где-то тявкнула собака. Ага, значит, запахло жилым. Хотя кругом сопки, и дымок стелется. Беспросветная глушь, но раз занесло сюда, назад хода не было. Кстати, эти самые сопки везде и всюду, они очень характерны для тех краев.
В честь военных строителей. На перроне Февральска в настоящее время установлен памятный камень военным строителям. Вот как раз в честь тех самых, которые первыми прибыли сюда. Среди них был и Андрей Трапезников.
Первым жильем строителей были палатки, утепленные внутри. Без утеплителя никак нельзя — морозы достигали пятидесятиградусной отметки. Спасало, конечно, от лютых морозов, но входная дверь все равно изнутри зимой покрывалась толстой коркой льда.
— А вагончики были? — интересуюсь у нашего земляка
— Были, были, — делится он. — Обогревались они батареями с электротенами, ну и печки-буржуйки никто не отменял. Снежные лавины, ураганы хозяйничали по полной программе. Опоры электросетей часто сносило. Быстро восстановить их не всегда получалось. Но мы были привыкшими к походным условиям, не унывали, всегда наготове были котелок и тренога.
— А летом как справлялись с климатом? — беседуем дальше с Андреем Вячеславовичем.
— О, лето тоже было не мед, — рассказывает он. — Жара, мошкара, неугомонный гнус, от которого просто невозможно было скрыться. Но мы строили, и строили.
Жили дружно. Есть одна деталь, о которой говорят многие БАМовцы — бытовые неудобства скрадывала доброжелательная атмосфера, которую создавали люди, приехавшие на БАМ.
Именно это привязывало к суровому краю. И, как рассказывают, это была не просто комсомольская, стройка века, это была интернациональная стройка. Со всей необъятной страны сюда ехали люди — таджики, узбеки, и другие национальности. Жили дружно, делились последним.
Основные силы подтянулись лишь в 1980-м, но зато было их порядка шести тысяч человек со всего Союза, вскоре двинувших колонны сквозь тайгу. Февральск стал главной базой стройки от Тынды до Нового Ургала.
Как сложилась судьба БАМовца? Молодой земляк, кстати он окончил Новоджерелиевскую школу, которая тогда значилась под 36 номером, восстановился в институте культуры на второй курс.
Окончил высшее учебное заведение. Руководил семнадцать лет театром, им же созданным. Сейчас
Андрей Трапезников переехал в станицу Роговскую. Здесь также занимается театрализованной деятельностью. Он основал театр «Радуга». Конечно же, не забывает Новоджерелиевскую и, естественно, одну из главных страниц своей биографии — известный на весь мир БАМ, ставший знаменитой стройкой века, которая нынче отмечает полувековой юбилей.
***
Поселок Февральск появился задолго до начала строительства магистрали. В конце XIX века Российская империя поощряла переселение крестьян из центральной части России в Сибирь и давала им земли. В поисках лучшей жизни, крестьяне массово уезжали, так и образовалось село вблизи реки Селемджа. Новый населенный пункт назвали Февральском, так как крестьяне прибыли сюда в разгар зимних морозов.
С приходом в Февральск БАМа, началась новая жизнь. Летом 1974 года сюда приехали первые строители магистрали, всего восемь военнослужащих железнодорожников. Постепенно возник поселок, который со временем поглотил село Февральское и всё было, как и везде: времянки, бараки, доски вместо тротуаров, но к концу 80-х он стал вполне комфортным местом для жизни. Появились хорошие жилые дома, школы, магазины.
Уважаемые читатели!
Если вы строили БАМ или у вас есть друзья, знакомые, которые оставили свой след на БАМе, расскажите об этом на страницах «Брюховецких новостей».