Маленькие истории большого БАМа
Байкало-Амурская магистраль не имеет себе равных по сложности топографических и инженерно-геологических условий. Ее строили тысячи людей. Среди них наш земляк Виктор Калякин.
БАМ как часть биографии. С Виктором Викторовичем Калякиным мы познакомились случайно. Узнала, что он из тех отважных людей, которые строили БАМ. И захотелось поведать о человеке, который оставил яркий след на строительстве главного объекта, который называют «Стройкой века».
В апреле 1974 года БАМ был объявлен всесоюзной ударной комсомольской стройкой.
Строительство ее центральной части заняло более 12 лет. И БАМ для многих стал как частью биографии участников «великой стройки». У нашего земляка из поселка Лебяжий
Остров, который считается его малой родиной, Виктора Калякина, бамовская биография началась с того времени, как он пошел служить в армию. Это было в 1978 году, когда БАМ уже шумел и гудел.
Виктор попал в учебку под известный город Горький — так он назывался в XX веке в честь знаменитого советского писателя. Сейчас, как известно, он называется Нижний Новгород.
И в минус 50 работали. Службу начинал в железнодорожных войсках. Полгода пролетели в учебке и стали распределять служивых кого куда. Предложили строить БАМ, о котором бойцы уже были наслышаны. И Виктор выбрал стройку.
Добирались долго. Но для солдат преград нет. Фронт работ был колоссален: предстояло построить несколько тысяч километров рельсового пути. И это в глухой тайге, где нет ни дорог, ни городов, ни электричества, ни каких-либо других признаков цивилизации. Да еще и вечная мерзлота, затрудняющая ведение строительства. Но трудности молодых солдат не останавливали.
Работали много, жили в палатках.
Ни о каком быте и речи не могло быть! Но все эти бытовые неудобства как-то скрадывала доброжелательная атмосфера, созданная приехавшими сюда людьми, она привязывала к этому суровому краю.
— И никто не жаловался, — рассказывает Виктор Викторович. — Напротив, азартно шли к цели, устраивая соцсоревнования. Нас суровая сибирская погода не останавливала — выходили на смену и в минус пятьдесят. Одеты были тепло и надежно — куртки хорошие, шлемы теплые,
штаны ватные, однако и это не всегда спасало. Ну представьте, холодина жуткая. Иногда столбик термометра опускался до — 56. снег таял медленно, май захватывал.
Управлял грейдером мастерски. А вот техника в подобных условиях работать зачастую отказывалась. Советские грузовики того времени были не шибко приспособлены для такого рода работ. ЗИЛЫ, ГАЗЫ, КРАЗЫ водители не очень-то жаловали: отказов было много, да и их грузоподъемность была недостаточна для большой стройки.
Все это испытали на себе. Виктор Викторович работал на грейдере, делали подушку под рельсы. Техника ему поддавалась, хоть, иногда, и трудно шала. Железнодорожные войска на БАМе выступали в качестве генерального подрядчика со всеми вытекающими из этого последствиями. Предстояло выполнить грандиозный объем работ. И выполнили.
Ехали люди со всего Союза. Наш земляк рассказывает о том, что строители БАМа до сих пор не жалеют громких слов, вспоминая, как эта железная дорога изменила их жизнь.
Для них такие понятия, как взаимовыручка, энтузиазм, патриотизм — не пустой звук, а норма поведения. Помогали друг другу, как пить дать. Надо было куда-то поехать, смело выходили на дорогу и любой водитель, проезжающий мимо, обязательно остановится и подберет. Народ никогда не «голосовал». Не было и в помине такого понятия, как плата за проезд. Ели, пили, что называется, из одного котелка.
Это была не просто комсомольская стройка, стройка века, это был интернациональный проект.
Сюда ехали люди со всего Союза. И ведь жили все дружно, вместе отмечали все праздники, собирались за одним столом. Тогда были незнакомы межнациональная вражда и конфликты.
Вклад кубанцев. Виктор Калякин пробыл на БАМе полтора года.
— Земляков не встречали? — интересуемся у Виктора Викторовича.
— А как же, — с улыбкой говорит наш собеседник. — Земля-то, как говорится, круглая — из Нового Села встретил земляка, к сожалению, он уже ушел из жизни. А вообще кубанцев было много. Вот представляете, мы-то народ южный, привыкли к теплу. Закалка для нас была во всех отношениях. И сегодня приятно говорить, что мы, кубанцы, внесли большой вклад в стройку века.
Дорогая малая родина. После БАМа Виктор Викторович вернулся на малую родину. И связал свою жизнь с Лебяжьим Островом, поселком, ставшим дорогим для многих земляков. Супруга, Лариса Анатольевна, долгое время трудилась на молочно-консервном комбинате. О ней, самые лучшие отзывы.
А Виктор Викторович стал отличным водителем. Долгое время трудился в местном сельхозпредприятии. У него много наград. Есть и медаль «За строительство Байкало-Амурской магистрали», которой награждают активных участников строительства БАМа.
Дружную семью Калякиных уважают. Двое детей, пять внуков, самому младшенькому годик — все любят родителей, бабушку, дедушку.