БРЮПРЕСС

Официальный сайт газеты "Брюховецкие новости"

Не доверяй и проверяй! Как не попасться на удочку телефонных мошенников?

— Дочь, случилась беда! — еще никогда я не слышала голос отца таким взволнованным, казалось, мой старик вот-вот начнет рыдать в трубку.
— Что такое, пап? С мамой что-то?
— Нет, с мамой все в порядке. Но меня мошенники развели…
— Сейчас приеду!
Бросила все и помчалась прямиком в родительский дом. Не знала, как и сколько отец отдал нечистым на руку негодяям, но понимала, что беда уже случилась, и сейчас главное поддержать отца — пять лет назад ему поставили в сердце стент, нервничать ему никак нельзя. А как тут не нервничать? В тот момент хотелось, чтобы смертную казнь вернули… Если отцу на нервах станет плохо…
Отец ждал на пороге. Глаза большие, по—детски испуганные.
— Я ж не знал, что так можно! Мошенники же там выкуп требуют, про то, что ребенок сбил кого—то на дороге рассказывают, а эти ничего не требовали!
Эх, папа—папа, устаревшие у тебя сведения. Мошенники уже напридумали десятки других рабочих схем. На одну из них отец и попался. Позвонили, якобы, из офиса МТС, мол, договор на обслуживание сим—карты у вас заканчивается, в ближайший офис обратитесь в течение недели, паспорт взять не забудьте, ну или, если времени нет, можем сейчас онлайн все сделать, только пароль, который в смс придет, продиктуете оператору. Такая забота отца и подкупила… А как только он продиктовал номер, на том конце провода понеслась отборная брань со смехом: все, дед, сейчас кредитов на тебя наоформляем! Мама как-то сразу поняла, что случилось, кинулась с телефона отца на его Госуслуги зайти, а уже всё — пароль не подходит. Сразу позвонили мне. Взяли паспорт и СНИЛС отца и в ближайший офис «Мои документы», в простонародье все еще именуемый МФЦ.
Девушка у стойки глаза к потолку подкатила: да сколько же можно говорить — НИКОГДА И НИКОМУ НЕ СООБЩАЙТЕ НИКАКИХ КОДОВ, которые пришли НА ВАШ ТЕЛЕФОН! Этот код ПРИШЕЛ ДЛЯ ВАШЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ, а не для третьих лиц! Но сразу дала нам телефон «горячей линии» Госуслуг. Там оператор тоже молниеносно понял суть проблемы, было очевидно, что такое происходит частенько. Нам поэтапно рассказали, как восстановить пароль, в какие разделы зайти, чтобы посмотреть, что успели сделать мошенники, как сделать скриншоты, которые могли понадобиться и для заявления в полицию, и для дальнейшего судебного процесса, если, например, уже оформлен микрозайм.

Нам повезло. Мошенники еще ничего не успели сделать. Да и сами эти нелюди сплоховали, видимо, новичок отцу попался, который на радостях не совладал с эмоциями и выдал отцу злой умысел. Оператор колл—центра с большим опытом пожелал бы всего хорошего и продолжил свое грязное дело. А отец о беде узнал бы, когда уже, висело бы на нем несколько кредитов, о которых он — ни сном, ни духом.
Конечно же, заявление в полицию написали. И, нет, виновных до сих пор не нашли…
Наша история закончилась относительно благополучно. Но чаще бывает по—другому.

Немного статистики. Минувший 2024 год оказался самым насыщенным по количеству и разнообразию преступлений. Так, в марте прошлого года было зафиксировано рекордное количество мошеннических звонков — 20 млн в сутки. К началу 2025 года цифра уменьшилась до 5—6 млн звонков в сутки. Специалисты фиксируют огромное количество рисков и угроз со стороны мошенников.
По данным Банка России, мошенники в 2024 году украли у россиян с банковских счетов рекордные 27,5 млрд рублей, что выше показателя 2023 года на 74,4%. При этом, основной объем денежных средств — 26,9 млрд руб. — был украден со счетов физических лиц. У юридических лиц было украдено всего лишь 1,2 млрд руб.

Правопорядок. О том, что раскрытие такого рода преступлений — задача крайне непростая, рассказывал, подводя итоги ушедшего года и начальник Отдела МВД России по Брюховецкому району подполковник полиции Юрий Муратович Ханапов:
— К сожалению, пока не удается увеличить процент раскрываемости дистанционных преступлений — это телефонные мошенничества. Это тот кластер преступлений, которые легче предотвратить, чем раскрывать. Именно поэтому мы активно работаем с населением, сотрудничаем с Общественным советом, на регулярной основе доводим информацию через средства массовой информации. В целом выработан ряд механизмов, направленных на недопущение дистанционных мошенничеств, которые работают на системной основе. Работаем с трудовыми коллективами, рассказываем мошеннические схемы. Участковые уполномоченные ведут разъяснительные беседы при обходах своих участков обслуживания. К сожалению, повлиять на обстановку кардинально пока не получается. Многое зависит и от самого населения. По итогу прошлого года в Краснодарском крае ущерб от дистанционных мошенничеств составил более 5 миллиардов рублей.
Благодаря поддержке Главного управления и в целом центрального аппарата управления МВД России в отделе добавлены отдельные единицы в оперативное подразделение, которое специализируется на этой категории преступлений. Наши сотрудники уже имеют в этом направлении немалый опыт. Однако именно дистанционные преступления в раскрытии весьма сложны. Большая часть обращений граждан связана с эпизодами дистанционного мошенничества. Потому профилактическая работа с населением остается основной превентивной мерой. Впрочем, это касается не только цифровых преступлений. Профилактическая работа с населением ведется и в наркосфере. Мы тесно взаимодействуем с районным Отделом по делам молодежи. Активно работают с населением, как уже было сказано, и участковые уполномоченные. Профилактика имеет положительные плоды — люди чаще при поступлении на их телефоны непонятных звонков сразу же обращаются в органы, а не слепо следуют указаниям мошенников.
О телефонных мошенниках не слышал разве что глухой. Казалось бы, предупрежден, значит, вооружен! Но почему же мошенникам снова и снова удается проворачивать свои грязные делишки? Дело в том, что телефонные мошенники — не профаны, которые пытаются отыскать в базе «клиентов» хоть кого—то доверчивого. Они продумывают все до мелочей, строят сценарии «разводов» по методам социальной инженерии и давят на самые больные места. А еще они чаще всего знают многие персональные данные, включая ФИО, адреса почты, домашний адрес, все банки, где хранятся ваши деньги, марку и госномер машины, имена членов вашей семьи и многое другое. Каким образом эта информация попадает в руки мошенников — отдельная тема…
Так как мозги всех людей устроены примерно одинаково, то и схемы чаще всего применяются универсальные. И на них ведутся не только пенсионеры, но и молодые люди, считающие, что они—то точно вне угроз. Это лишь наша первая статья на тему цифровых мошенничеств. Скоро мы детально поговорим о различных схемах «развода» через телефон и интернет. И мы очень надеемся, что данная информация поможет вам избежать неприятных столкновений с нечистыми на руку типами или уйти из такого общения без потерь!

Что делать, чтобы не стать жертвой мошенников

Ответ прост — не доверять,
и проверять!

  1. Звонит незнакомый номер — это сигнал опасности! Впервые видите номер? Не берите трубку и пробейте его в поиске Яндекса. Велика вероятность, что этот номер уже известен и зафиксирован как мошеннический. Даже если вам звонят по делу, сейчас уже стало нормой телефонного этикета, сначала написать сообщение, в котором представляешься и пишешь вопрос, с которым обращаешься. Если понимаете, что человек пишет по делу, можно назначить время созвона.
  2. Никогда и ни при каких обстоятельствах никому не сообщайте следующую информацию: логины, пароли, PIN-коды, трехзначный код на обратной стороне банковской карты и коды из SMS. Запомните это правило — оно железное. Сотрудники правоохранительных органов, банков, «Госуслуг» и прочих организаций никогда и ни в каких ситуациях не запросят у вас эти данные.
  3. Включите режим бдительности, если понимаете, что в вас пытаются пробудить какие-нибудь эмоции. Страх за близких, срочность и все в этом духе — красные флаги.
  4. Найдите способ связаться с собеседником иным способом. Если кто-то просит денег в мессенджере, то позвоните этому человеку по телефону и спросите, действительно ли это делает именно он. Звонят из банка или полиции? Бросьте трубку, найдите актуальный официальный номер в поиске и перезвоните сами.
  5. Никогда не переходите по ссылкам в SMS или в мессенджерах, если не знаете отправителя. А даже если знаете — трижды проверьте информацию, потому что телефон вашего реального знакомого могли взломать и сделать рассылку вредоносных файлов.
  6. Вам позвонил незнакомец и затягивает беседу, например, проводя якобы соцопрос? Бросайте трубку — он собирает ваши биометрические данные, чтобы при помощи нейросетей сгенерировать ваш голос и уже от вашего имени «разводить» других людей.
  7. Не поддавайтесь давлению. Мошенники часто создают чувство срочности и критичности. Возьмите паузу и обдумайте ситуацию. Обратитесь за помощью к близким, если на вас давят. Вы можете не подозревать, что вас уже опутали сети социальной инженерии. Бдительные родственники или друзья помогут трезво оценить ситуацию.