БРЮПРЕСС

Официальный сайт газеты "Брюховецкие новости"

И плакать, и смеяться, и песни жалобные петь: 23 июня мы отмечаем День балалайки

Балалайка — тот самый известный русский музыкаль­ный инструмент, который в неофи­циальном списке символов России стоит наравне с ма­трешкой, самова­ром, гармошкой, шапкой-ушанкой, подчеркивающих дружбу народов.

Музыкальная семья. Земля брюховецкая из­вестна талантами. И один из тех, кто стоит в этом ряду — ставший знаменитым музыкан­том на Кубани — Юрий Сопильняк. Это тот са­мый Юра, который, едва научившись ходить, уже пел, перебирал клавиши на баяне и струны на ба­лалайке и гитаре. С са­мого детства он особен­но полюбил струнные инструменты. Привить любовь к искусству, му­зыке было кому — мама, Валентина Андреев­на, всю свою жизнь по­святившая миру пре­красного, бабушка, Серафима Михайлов­на, в честь которой на­звали дочку супруги Юрий и Ольга, кстати, также ставшая прекрас­ным музыкантом, как и их дочь.

— Вот именно от бабули я и перенял любовь к балалай­ке, — тепло говорит Юрий Александрович.

— Она прекрасно игра­ла на этом инструмен­те. И всегда говорила, что балалайка умеет плакать и смеяться, петь жалобные пес­ни и хлестать сатирой. Она и нежная, и ласко­вая, и задорная, и лу­кавая, и душевная… А ведь и впрямь это так. Сколько эпитетов ни подбери — игри­вая, милая, добрая, на­смешливая — все они о ней — простушке о трех струнах, инструменте с огромной душой.

Главное дело жизни. И вот уже много-много лет Юрий Сопильняк нерасстается с музыкой. В 1978 году он окончил брюховецкую школу ис­кусств по классу бала­лайки преподавателя Галины Чередниченко, выпускницы Влади- мировского музы­кального училища, приехавшей в 70-х го­дах прошлого века в нашу станицу и посвя­тившей свою жизнь обучению детей игре на домре и балалайке. «Это чуткий и талантли­вый педагог, умеющий увлечь своим делом де­тей», — так говорит уче­ник о своей наставнице.

Затем Юрий учил­ся в Краснодарском институте культуры по классу балалайки у преподавателя Вла­димира Силакова. И, как рассказывает наш собеседник, этот та­лантливый педагог привил любовь к на­родному инструменту и сказал, что главным делом жизни должна стать балалайка.

Известные ученики. Так и получилось. В 1985 году, после службы в ар­мии, Юрий стал рабо­тать в родной школе ис­кусств и продолжил свое образование. В этом же году он поступил на за­очное отделение в Ро­стовское училище ис­кусств и окончил его в классе балалайки Алек­сандра Колонтаева.

Ученики Юрия Александровича — постоянные победи­тели именитых кон­курсов. Это началось еще в 1994 году, ког­да Евгений Плеханов стал лауреатом вто­рой степени фестива­ля для детей и юноше­ства «Новые имена».

— Да много учеников, — продолжает с улыбкой Юрий. — Саша Фесен- ко, Саша Шевель, Петя Шистеров, Саша Мо- трич, Ваня Кроливец.

В 1992 году по инициативе дирек­тора школы искусств, заслуженного работ­ника культуры Куба­ни Павла Пирогова, был создан ансамбль преподавателей «Брю­ховецкий сувенир». Его руководителем стал Юрий Сопиль­няк. В 2014 году ансамблю присвоено звание «Народный самодея­тельный коллектив». Дальше — больше. Из учащихся класса соз­дали ансамбль рус­ских народных инстру­ментов «Балабаечка», защитивший звание «Детский образцовый». Оба коллектива не раз и не два становились победителями кон­курсов. Отметим, что в последних числах нынешнего мая народ­ный ансамбль «Брюхо­вецкий сувенир» стал лауреатом межзональ­ного конкурса «Лечу до тебя, мое серденько» в городе Тимашевске.

А что выпускни­ки Юрия Сопильняка? Ими он гордится. Мно­гие стали известными музыкантами и благо­дарят своего наставни­ка за то, что привил им любовь к музыке.

Любимое произведе­ние. С балалайкой Юрий Александрович не рас­стается и поныне. Он по-прежнему препода­ет по классу своего лю­бимого инструмента, у него 14 балалаечни­ков и четыре гитариста. А как играют, как играют ученики, это же просто чудо! Даже самые равнодуш­ные к музыке заслушива­ются. Вот не поверите, за душу берет, сердце тро­гает исполнение детей и самого преподавателя.

— А самое любимое произведение какое у вас? — интересуюсь у музыканта.

— «Размышления о Родине» .-сразу же, не раздумывая, отвечает собеседник. — Тема па­триотизма для меня — самая любимая. А во­обще, в репертуаре русская народная му­зыка, песни, обязатель­но о дружбе народов, классика. Балалайка — это же академический инструмент. Один мой ученик исполняет даже рок-н-ролл.

Оксана Пластун, ди­ректор детской школы искусств, с теплотой рассказывает о своем талантливом коллекти­ве преподавателей. И, как она подчеркивает, очень гордится, что тру­дится рядом с такими профессионалами.

На первом месте. Многие удивляются, как Юрий Александро­вич успевает все де­лать. Вот точно можно сказать, что для него в сутках не 24 часа. До всего есть дело — но балалайка на первом месте. Накануне празд­ника он побывал в дет­ском саду «Сказка», где его очень любят и дети, и педагоги, и воспитате­ли. Юрий Александрович и рассказывал им об ин­струменте, и исполнял мелодии, и пел. Не хоте­ли с ним расставаться…

Впрочем, мы тоже. Так бы и слушали, и слу­шали. Вот уж поисти- не балалайка — символ России с давних времен, прошедшая сложный путь от музыкальной игрушки черни до всемирного признания.