БРЮПРЕСС

Официальный сайт газеты "Брюховецкие новости"

Стал символом эпохи: вспоминаем историю строительства БАМа

Крупнейшая стройка XX века — БАМ — стала символом той эпохи. Для одних — это юность с лучшими годами жизни, для более молодого поколения — пример героического труда их родителей, бабушек и дедушек, о котором они частенько рассказывают, рассматривая семейные альбомы.

Алькина пашня. У Альбины Глазковой в семейном альбоме запечатлена богатая биография. Яркая страница — БАМ. И несмотря на то, что Альбине Петровне уже целых 85 лет, она отчетливо помнит то время, когда жила и работала на Байкало-Амурской магистрали. Строила, одним словом, магистраль, ставшую исторической. Мы беседуем с добродушной женщиной. Время нас ни в чем не ограничивает. Рассказ этой удивительной женщины интересный. Невольно думаешь о том, какая же она все-таки вдохновенная. О таких говорят, с активной жизненной позицией.

Это сейчас судьба ее забросила в станицу Батуринскую. А начиналось все с Забайкалья, откуда она родом. Далекий поселок Борзя в пятистах километрах от известной Читы — это как раз и есть ее малая родина. Здесь она с семьей жила до тридцати лет. В юности освоила мужскую профессию. Тракторист-машинист широкого профиля из нее получился отличный. И параллельно она выучилась на бульдозериста, так модную в те далекие времена профессию, будто смотрела в будущее. И не ошиблась. Но об этом чуть позже.

— Как же мама моя, врач по профессии, хотела, чтоб я пошла в медицину, — улыбаясь, рассказывает собеседница. — А мне так хотелось быть летчиком. Мечта детства ведь. Ой, да о чем мы только не мечтали.

В небо не полетела. Воздушные просторы бороздить было не суждено. А вот земельные — да. Она стала известной трактористкой Забайкальского округа. До сих пор старожилы помнят пашню, которую окрестили Алькиной. Эта самая Алька, так тепло звали Альбину между собой, поднимала целину, осваивала целинные земли, руководила звеном, которое значилось в лучших.

Детей в охапку — и вперед! Гибель мужа подкосила ее, но не сломила — на руках остались у молодой Альбины двое детей. Надо было зарабатывать на жизнь. И Альбина, оставив деток маме, поехала в Иркутскую область, где строили химкомбинат. Но прежде освоила еще одну специальность — стала штукатуром, которая после очень пригодилась. В общем, стала она строителем настоящим.

И тут прогремела новость по всей стране — началась великая стройка под названием БАМ. Ее верные подружки Галина и Фаина, с которыми дружила с детства и выросли вместе, нашли Альбину и уговорили поехать строить магистраль. Она не могла устоять перед их настойчивостью и согласилась ехать в далекую Тынду.

— Детей в охапку, — продолжает Альбина Петровна. — И в дальний путь. Дочке Тане было уже 18 лет, а сыну Вове десять.

Проезд примчал их в известную Тынду. Остановились у одной из подруг — Галины — в вагончике. У дочки специальность была — она продавец. Но не было работы. И Таня стала работать кочегаром жидкого топлива.

Вова ходил в школу. Сама Альбина Петровна ни дня не сидела без дела.

Как управляла бульдозером. Рабочие руки были нарасхват. Вот где пригодились ее знания техники. Ведь Альбина, мало того, что была трактористом широкого профиля, так она еще и слыла отличным бульдозеристом. И когда об этом узнали, то сразу ее посадили за рычаги столь востребованной машины. Три года управляла бульдозером, который в народе называли «трассовой соткой». После освоила другую машину, но не просто так — курсы окончила. И ее пересадили на другой бульдозер.

— А какой? — спрашиваю собеседницу.

— Уже более усовершенствованный — впереди отвал, а сзади — «клык», — рассказывает Альбина Петровна. — И ничего — управляла только так. Потом опять пересела на гидравлическую 75-ти пятку. Сначала отсыпали гравий, делали так называемые одеяла, а уж потом дальше.

Работали дружно. Не было дня, чтобы Альбина простаивала. Работала, что называется, по-ударному. И все молча. Знала хорошо, что от нее зависит дальнейший ход работы.

— А где жили-то?

— Поселок Восточный, это в двенадцати километрах от Тынды, — продолжает она. — Но это не расстояние. А давайте я про Тынду расскажу. Городом молодежи назывался. Все строительные отряды, приезжавшие на строительство БАМа, в основном состояли из комсомольцев, то есть молодых людей в возрасте до 30 лет, хотя мне уже было за тридцать. В 70-х и -80-х годах прошлого века, наверное, не было в стране человека, не знавшего о Тынде. С железнодорожных вокзалов областных центров страны то и дело отправляли на БАМ.

— А что, все рвались в Тынду? — интересуюсь у собеседницы.

— Ну да, — утверждает она. — Здесь и работа, и зарплата высокая, да и жилье бесплатное давали. Ой, откуда только ни приезжали, разные национальности были. А работали как дружно! Чего уж скрывать — бытовые условия были очень трудные. Жили и во времянках, и в строительных вагончиках. Были и сборно-щитовые общежития с печками-буржуйками — холодину жуткая — на улице под минус 40, а то и 45.

Свадьбы играли, дети рождались. Кто-то утверждает, что ехали за романтикой, «за снегами и за запахом тайги». Были и снег, и метели, и тайга. А вот насчет романтики мало кто говорит. Народ строил БАМ. И этим все сказано. Романтиков-неумех среди них не было. А гремели трудовые подвиги, покорялась сибирская тайга.

Играли свадьбы, рождались дети, для малышей уже были детсады, школы. Вместе строили, дружно отдыхали. Альбина Петровна показывает фотографии, на которых запечатлена бамовская жизнь. Вот на спортивной площадке в волейбол играют, а тут овладевают древней игрой — шахматы стали любимыми. А как дружно ходили на демонстрации — празднично одетые, с флагами, транспарантами, красивыми шарами. Рядом — детишки, тоже в нарядной одежде.

Помочь рада! Воспоминания нашей героини, а она, и впрямь героиня, о грандиозной советской стройке окрашены эмоциями радости, энтузиазма и гордости. Альбина Петровна, оказавшись на кубанской земле, уже здесь прижилась. И все такая же неугомонная, все так же помогает. Сейчас она вместе с другими ветеранами плетет маскировочные сети в зону СВО. Батуряне побили рекорды — они уже сплели почти две сотни сетей, которые так нужны нашим бойцам.