Руководитель Ассоциации крестьянских хозяйств Александр Шипулин: закон должен поддерживать тех, кто живет и работает на земле
Руководитель Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств, кооперативов и других малых производителей сельхозпродукции Краснодарского края рассказал, о чем сегодня болит голова у фермера и чем может помочь АККОР.
Интернет и ярмарки друг другу не мешают
— Александр Владимирович, вопрос от потребителя: когда у фермеров появится свое лицо на рынке и в магазинах? Многие люди уже хотят покупать не просто молоко, а конкретно от тех фермеров, продукцию которых хорошо знают и любят.
— Да, вы правы — подавляющее большинство фермеров пока не могут себе позволить брендовые магазины. На самом деле им сложно заниматься сбытом, потому что непросто оторваться от своей ежедневной трудной работы — в поле либо на ферме. А некоторые просто не умеют и не знают, как это делать. В этом плане мы как раз и выстраиваем сейчас свою работу — взаимодействуем с администрацией края, муниципалитетами.
— Времена, когда в прошлом году, в период жесткого локдауна, некоторые фермеры выбрасывали либо дарили бесплатно свою продукцию, ушли в прошлое?
— Каждый фермер на себе почувствовал, как пандемия внесла коррективы в бюджеты КФХ, ЛПХ: выросли цены, были проблемы и со сбытом. Но я очень хорошо помню, как 1 октября 2020 года на краевой ярмарке был круглый стол, где губернатор Кубани Вениамин Иванович Кондратьев поставил перед нами, фермерами, задачу — уходить от перекупщиков, которые накручивают цену в два, а то и в три раза. Создавать кооперативы, чтобы можно было совместными усилиями развиваться и реализовывать свою продукцию. Одна из важных составляющих этой работы — создание своих брендовых придорожных ярмарок, постоянно действующих, и ярмарок выходного дня. И сейчас уже у нас есть положительные примеры. Так, например, довольно успешно работает в Усть-Лабинском районе потребительский сельскохозяйственный кооператив, которым руководит Владимир Якунин. Благодаря этой работе здесь популярны две ярмарки, на которых продается только выращенная местными фермерами продукция. Владимир Михайлович — член совета АККОР, руководитель рабочей группы по кооперации в крае. У нас есть прекрасная ярмарка в Кущевском районе, в станице Кисляковской. Там Валентина Шакун со своими сыновьями создала придорожную ярмарку, где торгуют продукцией, выращенной местными станичниками. Есть хороший опыт работы ярмарки в Анапе. И этой работе очень помогают глава города-курорта Анапа Василий Швец и руководитель местной АККОР Александр Колесников. Фермерам выделили площадку, где они реализуют местные продукты, выращенные на анапской земле.
— А в Краснодаре? Складывается впечатление, что мегаполису тоже нужно побольше таких ярмарок.
— АККОР активно действует в том числе и в Краснодаре. У нас тоже есть своя площадка в Комсомольском микрорайоне, где работает потребительский сельхозкооператив, которым руководит Александр Киселев. Там сейчас организовали точку, куда можно подать заявку, и мы доставим на дом фермерскоуюпродукцию. Наша задача — чтобы мы через свою кооперацию могли выходить на эту площадку — придорожные ярмарки. И торговать своими продуктами.
— Тема доставки фермерской продукции сегодня актуальна как никогда. Развиваете ли вы это направление?
— Интернет-торговля — очень перспективное для нас направление. Это наше будущее, которой дает возможность фермерам выходить напрямую к потребителям. Да, сейчас многие сельхозпроизводители выходят на маркетплейсы. Эта тема интересна и крупным интернет-компаниям. Но! Мы понимаем, что корпорации работают на свою прибыль. И формировать цену фермерских товаров будут они. Поэтому подумываем о создании своей собственной интернет-площадки под патронатом АККОР.
Без грантов трудно развиваться
— Александр Владимирович, достаточно ли активно фермеры пользуются господдержкой?
— Сегодня в крае порядка 13 тысяч фермерских хозяйств и 166 сельскохозяйственных кооперативов. На их долю приходится треть земель сельхозназначения в нашем регионе, и они вместе с личными подсобными хозяйствами производят треть молока, четверть мяса и более 60% овощей. В крае очень много программ по линии нашего регионального министерства сельского хозяйства, в которых участвуют фермеры. Особенно популярна программа «Агростартап». Фермеры также получают гранты по программам для закладки садов, помощи кооперативам.
— А вы же тоже фермер? Вы пользуетесь господдержкой?
— Я фермер с 1992 года. Хотя занимался этим делом еще раньше. Мы создали семейный детский дом в селе Успенское. Взяли шестерых приемных детей, плюс своих было двое. И поняли, что нужно собственное хозяйство. Взяли одну коровку, потом дошли до 11. Этот первый опыт мне подсказал, как надо действовать. И потом, когда пришли голодные 90-е, я уже не сомневался, что стану фермером. Мы с семьей переехали в хутор Восточный Ленинградского района, создали КФХ. Работаем на земле: выращиваем пшеницу, занимаемся животноводством, производством кормов.
В 1995 году я получил грант. На эти средства мы приобрели мельницу. Грантовая поддержка — это очень важно для фермера. Особенно начинающего.
Сегодня нам нужно объединяться. Иначе фермерам трудно будет конкурировать с крупным бизнесом. Хорошо, что власти края поддерживают грантами начинающие сельскохозяйственные потребительские кооперативы. За последние четыре года в крае их появилось около сотни. Примерно четверть из них получила грантовую поддержку — более 500 миллионов рублей. Да, не все из них успешны. Но в подавляющем большинстве кооперативы смогли приобрести на средства господдержки оборудование, построить производственные помещения, создать базу для переработки сельскохозяйственной продукции, возвести складские помещения, фруктохранилища.
Сегодня АККОР хорошо помогают власти. Благодаря позиции губернатора в нашем регионе ощутима поддержка фермеров. А члены АККОР имеют преимущественное право получения грантовой поддержки.
Нужна новая аграрная политика
— К какому фермеру ни приедешь — всем земли не хватает. Особенно — в животноводстве, когда хочется самим создать кормовую базу, чтобы не покупать дорогие корма. Как решить эту проблему?
— Земля на Кубани привлекает внимание многих бизнесменов, крупных компаний. И является предметом коммерции. Ее покупают и продают. Это бизнес, в том числе и тех людей, кто на ней никогда работать не собирается. Тема торгов земли — сложная. Идет экспансия крупных корпораций. И фермерам надо держаться вместе в отстаивании своих прав. К сожалению, законодательство сейчас такое, что существует много разных лазеек, чтобы увести землю у тех, кто на ней работает.
Владимир Максименко, руководитель нашей рабочей группы по правовой защите фермеров, который возглавляет АККОР в Красноармейском районе, знает об этом не понаслышке. К нему поступают обращения фермеров по этому поводу. Он аккумулирует все жалобы и предложения по таким вопросам.
Мы на президиуме АККОР РФ обсуждали эту тему, говорили с нашим лидером — Президентом АККОР, депутатом Госдумы Владимиром Плотниковым. И внесли свои предложения по совершенствованию земельного законодательства.
Закон должен поддерживать тех, кто живет и работает на этой земле. На ней все хотят зарабатывать. Но не каждый готов подняться и пойти в поле. И вспахать его. И работать там от зари до зари. Так давайте же поддерживать тех людей, которые живут на селе и сделали фермерский бизнес своей жизнью! Только через законы, через Думу мы можем скорректировать аграрную политику. Очень надеемся на нынешний новый ее состав.
— Много ли фермеров состоит в вашей Ассоциации? Какие условия, чтобы в нее вступить?
— Условия вступления очень простые — символическая цена членского билета и взноса.
Я уже упоминал, какие рабочие группы у нас защищают права фермеров. Также активно работают группы по растениеводству, животноводству, по молодежной политике.
У нас 1500 членов. Это самая крупная в России Ассоциация. Но по отношению к общему числу фермеров в крае — это крайне мало. Поэтому мы стремимся увеличить число наших участников. Давать преимущества, активнее продвигать наши идеи.
Нам нужно сейчас сплотиться. Наращивать свои ряды. Чтобы хотя бы половина всех фермеров Кубани были членами АККОР. Тогда мы сможем еще больше сделать для того, чтобы те фермерские семьи, которые живут в отдаленных селах и хуторах и работают на земле — были уверены в завтрашнем дне.
Сегодня нужна новая аграрная политика, которая была бы направлена на конкретного человека, живущего и работающего на земле.