Воевал брюховецкий сержант в Афгане: рассказываем о бесстрашном земляке Иване Назаренко
Участник войны в Афганистане Иван Назаренко на всю жизнь запомнит события тех лет.
Два долгих года. «Афганская война» — так все привыкли называть трагические события, растянувшиеся на десять долгих лет. Постепенно мы все дальше и дальше отдаляемся от тех дней, которые открыли очередную героическую страницу в новейшей истории нашей страны, в очередной раз рассказав всему миру о мужестве, стойкости и отваге советских солдат. Среди них наш земляк из села Свободного Иван Назаренко.
Два долгих года прошлых восьмидесятых останутся в его памяти на всю жизнь. В это время Иван попал в Афганистан. Вначале был Кандагар — один из самых знаменитых городов Афганистана, который находится в южной части страны. В это время только начал создаваться Кандагарский военный гарнизон. И врезался в память бывшего афганца на долгие годы… Воевал Иван в составе 70-й мотострелковой бригады.
Шли с Кушки. «А шли мы с Кушки, — рассказывает медленно Иван Федорович. — Слышали о ней многие. Помните, даже есть старая пословица «Дальше Кушки не пошлют, меньше взвода не дадут». Я о ней не знал, пока сам не испытал на себе. Но нас всех послали дальше Кушки. Это ж самая южная точка бывшего Союза, где, как говорится, кончается география, это учебка была для тех, кого перебрасывали в Афган.
Военнослужащие в этих местах лучше адаптировались к жаркому и сухому климату страны, в которой им было суждено воевать — до Афганистана было рукой подать.
Отпечаток. Война в Афганистане навсегда оставила отпечаток в их судьбах. Первое впечатление, когда самолет приземлялся в Афганистане, — слепящий луч солнца в глаза и красная раскаленная пустыня. Первым делом следовало позаботиться о воде. Долго осматривали все вокруг в бинокли, пока не заметили полосу ярко-зеленой растительности. Даже если воды там в открытую не было, можно было надеяться, что водоносный слой лежит не глубоко. Солдаты выкопали яму глубиной около 80 сантиметров, и она начала быстро заполняться мутной водой.
Воевали два товарища. К разговору нашему с Иваном Федоровичем присоединяется и его супруга Ирина Алексеевна — добродушная, милая женщина, с которой они долгие годы идут по жизни с двумя детьми, их семьями и тремя внуками. И создается такое впечатление, что она все-все знает о своем супруге, вот уж умница!
Иван Федорович рассказывает о своих земляках, с которыми служил в Афгане.
— Служили у нас два товарища с Гарбузовой Балки. Слышали, наверное, о Викторе Мушкарне? Погиб Витя. Серега Мелантьев — друг его, вернулся домой. С ним мы связь поддерживаем. Мы же — афганцы. Дружба военная превыше всего. И Виктор, и Сергей на полгода старше меня призывались, они осенние, а я из весеннего призыва. А встретились, кто бы мог подумать, в Афгане.
Татьяна плюс Сергей. Иван Федорович продолжает рассказ больше не о боевых действиях, за которые у него много наград. Он рассказывает о своих земляках, с которыми довелось служить и воевать на чужбине.
— Супруги Татьяна и Сергей Болтвины из Брюховецкой, — продолжает мой собеседник. — Таня работала в госпитале. Она всех встречала после ранения, спасала, выхаживала, а потом опять в бой провожала. Да я никогда не забуду, как она раны залечивала. Стоны, бинты, кровь, а Татьяна, вот уж мужественная, стойко все выдерживала. А Сергей прапорщиком служил. Как же они нас поддерживали. Спасибо им большое за это. Разве это все можно забыть? Да никогда!
… Осенью Иван Федорович сильно переболел коронавирусом.
Ирина Алексеевна, супруга, говорила ему: «Ты же войну прошел! Афган прошел! А разве это ты не преодолеешь?». Выкарабкался…