Полувековой юбилей БАМа: как начиналась история знаменитого пути
Байкало-Амурская магистраль считается одной из самых масштабных строек не только в СССР, но и в мировой истории. В этом году исполняется 50 лет с начала строительства Байкало-Амурской магистрали — одной из самых главных железнодорожных линий России.
Пробыл на БАМе 34 года! На БАМ съезжались тысячи молодых людей со всех концов СССР. Они трудились в сложнейших условиях: вечная мерзлота, суровый климат и бездорожье. Несмотря на все трудности, комсомольцы сумели проложить сотни километров железной дороги и соорудить объекты инфраструктуры. Об этом вспоминали бамовцы на встрече в районном историко-краеведческом музее. Они рассказывают молодежи о незабываемом времени.
На БАМ Анатолий Кишинский приехал в мае 1976 года по комсомольской путевке. Это было как раз тогда, когда ему, военнослужащему предложили с другими «дембелями» поехать на стройку.
— Пятидесятиградусные морозы, туман густой, не видно ни зги, рассеивался только к обеду, уши заворачивались, — рассказывает Анатолий Викторович. — Слезы мороз выдавливал, они тут же замерзали. Мы, молодые, приехали не «за туманами», а строить. И строили.
Трудился Анатолий Викторович в автотранспортном предприятии. Он водил самые мощные МАГИРУСЫ. Для нас это название незнакомо. Зато те, кто прошел БАМ, отлично знают, что для стройки века это были лучшие самосвалы. Кстати, СССР для окончания строительства Байкало–Амурской магистрали купил более девяти тысяч грузовиков. Такие автомобили отличались надежностью, ремонтировать их на морозе — это не самое приятное занятие.
Маршрут у Анатолия Кишинского был длинный — до известных бамовских городов — Новая Чара, Куанда, Таксимо. В апреле 1984 года в Тынде праздновали соединения отрезков дорог от Тайшета до Тынды. Соединились две бригады под руководством известных строителей Ивана Варшавского и Александра Бондаря. Их имена — легенда. Иван Варшавский, тот самый бригадир, вбивший «золотой костыль» на стыковке БАМа на разъезде Балбухта. На «золотой стыковке» жгли костры и плакали.
На БАМе Анатолий Кишинский пробыл целых 34 года. Там двадцатилетний Анатолий познакомился со своей будущей супругой. На БАМе сыграли свадьбу. Здесь и дети родились — сын и дочка. БАМу Анатолий Викторович предан до сих пор. Дети с внуками, старшему из них уже 20 лет, живут в тех же краях. Внуки тоже. А Анатолия Викторовича потянуло в теплые края — он проживает в станице Батуринской. Ветеран БАМа поедет на празднование полувекового юбилея. Уже сейчас собирается, чемоданное настроение. Сначала в Москву, а потом в Тынду.
И маленький сынишка рос на БАМе! Ехали на БАМ семьями. Супруги Мошой из таких. Татьяна и Семен и их пятилетний сынишка Юра. В ту пору Семен, молодой военнослужащий, старший лейтенант получил повестку. Приказы, как известно, не обсуждаются, а выполняются. Под козырек. И вот уже семья на стройке.
— То время мы помним до мельчайших подробностей до сих пор,— говорит Татьяна Васильевна. — Сын наш так и вырос рядом с солдатами, они тоже строили дорогу. Они его очень любили.
Бывало, бежит маленький Юра впереди роты, команды отдает, песню поет. Детский сад нам не дали, сказали, что уже мальчик большой. Очередь ведь была огромная. Вот и рос он с ребятами.
— Я служил в отдельном механизированном батальоне, — продолжает рассказ супруги Семен. — У меня была рота из пяти взводов. Работали круглосуточно. Техника отличная. Вот Анатолий Викторович говорил про МАГИРУСЫ, так у нас было таких 45. С Зейским водохранилищем много связано воспоминаний. Естественно, оно замерзало, по нему и техника ездила. Еще бы, ведь те края — вечная мерзлота. Водохранилище богато было щуками. Сколько же мы их ловили! А вкусные какие!
На встрече присутствовали ученики первой школы. И Семен Пантелеевич спросил у них, знают ли они Юрия Семеновича? «Конечно!». И тут хором ребята спрашивают: «Так это ваш сын?». Вот так встреча! Юрий Семенович, тот самый маленький Юра, учит теперь учеников.
Воспоминаниям нет конца. Бамовцы, все, как один, говорят о сплоченности, дружбе, помощи друг другу.
— Когда мы уезжали с БАМа, нас пришел провожать весь поселок, — с теплотой в голосе делится Татьяна Васильевна. — Контейнер с вещами помогали погрузить и отправить. И чтобы деньги за это брать, да никогда такого не было. Мы там ковер купили, так он у нас до сих пор.
Как в вагончике жили. Милая, скромная Тамара Журавлева нынче живет в Чепигинской. И она прошла БАМ. Не одна. С семьей — мужем и двумя детьми. Жили в Казахстане, в известном Павлодаре. Отправились на стройку, как и многие молодые, по комсомольской путевке. Тамара Федоровна рассказывает о маленьком поселке на великом БАМе Новая Чара, где и жили — вначале в вагончике, потом дали барак.
— Все было временное — и жилье, и больница, и школа, и детсад, — говорит собеседница. — Это уже спустя время стали возводить пятиэтажки, хорошие медучреждения, школы, детсады. Железная дорога и поселок неразрывно связаны прочными узами, они вместе родились и вместе существуют, поддерживая жизнь друг в друге. Хочу особенно сказать, Новая Чара возникла как станция на БАМе. А станции БАМа строились республиками, из которых состояло то государство. Каждая республика проектировала и возводила выделенную ей станцию и обслуживающий ее поселок, стараясь оставить в строениях след и память о себе и своей культуре. Новую Чару выпало строить Казахстану — и мы гордимся, что внесли вклад в это. Поэтому на стенах железнодорожного вокзала в Новой Чаре висят барельефы с изображением сцен из жизни казахского народа. Возможно, и само очертание здания станции несет в себе стиль казахской архитектуры.
Медведей отпугивали, подшивали валенки. Еще один батуринец, кстати, коренной, присутствовал на встрече. Сергей Ворошилов не остался в долгу — многое поведал. Он очутился на БАМе, когда проходил срочную службу.
— Солдат есть солдат, — с улыбкой говорит Сергей Васильевич. — Какое это хорошее время. Меня медалью наградили. Ребята, хотите посмотреть? Я ее 44 года храню, как зеницу ока.
— Обязательно! — отвечают они хором.
— Так и у нас есть награды, — улыбаются бамовцы и достают бережно сохраненные медали.
Они «идут» по кругу, мы с интересом рассматриваем награды за самоотверженный труд, иначе не скажешь.
— А правда, что медведи водились? — спрашивают присутствующие.
— А как же! — смеется Сергей Васильевич. — Там же тайга. На ночь зажигали факелы, чтобы отпугивать косолапых. А еще валенки научились подшивать.
Супруг Антонины Дмитриевой вначале не соглашался поехать на стройку. Уговорила.
— Как сейчас помню дорогу до Иркутска на поезде, — рассказывает Антонина Федоровна. — Потом на катере плыли до Нижне-Ангарска. Заходим в здание вокзала — людей много: одни сидят на полу, другие спят. Нас вертолетом отправили к месту. Как жили? Хорошо. Печка-буржуйка, бочка маленькая для привозной воды. Натопим, бывало, жара неимоверная. К утру холодина. Одеяло, шапка к стене примерзали.
После семье дали квартиру в доме. Вспоминаются красивые смешанные леса с елями, соснами, лиственницами, кедрами. Ездили за кедровыми орешками. В клубе танцы были, концерты с именитыми артистами. Дружба среди бамовцев аж зашкаливала.
Теплую встречу с бамовцами организовал районный Совет ветеранов. Открыла ее зампредседателя райсовета Татьяна Городова. С удовольствием все посмотрели фильм, подготовленный и.о. директора музея Олесей Джао-Дян. За чашкой чая с пирожками, которыми угощала Антонина Федоровна Дмитриева, воспоминания текли рекой.