БРЮПРЕСС

Официальный сайт газеты "Брюховецкие новости"

112 лет месту расставаний и теплых встреч: рассказываем историю создания брюховецкого вокзала

Продолжаем цикл материалов, публикуемых в рамках совместного проекта районной газеты и брюховецкого краеведческого музея. Сегодня рассказываем о железнодорожном вокзале в Брюховецкой.

Что поведал музей. Для начала скажу, что наш районный центр с середины XIX века считался важнейшим местом торговли. Здесь три раза в год проходили регулярные двухнедельные ярмарки куда съезжались торговцы со всей Черномории, Донского края и Крыма. Создание железнодорожного пути только улучшило бы настоящее положение и открыло торговлю с центральными областями России.

Вопрос о строительстве Кубано-Черноморской железной дороги был поднят на съезде представителей населения целых 112 лет назад.

28-29 июня 1909 года 123 депутата собрались в Народном доме, который располагался на месте нынешнего Пенсионного фонда России. По данным, предоставленным краеведческим музеем, известно, что большинство депутатов «имели полномочия от станичных обществ предложить в акционерный капитал дороги довольно крупные суммы. Общая сумма капитала превысила 1млн руб. Через два месяца после съезда сумма эта выросла до 2 млн руб. Кроме того, станичными обществами выделено на производство изысканий технических и экономических 100 тыс. рублей». Организационные вопросы, связанные со строительством дороги решала специально отобранная комиссия, в состав которой вошел депутат Государственной Думы, бывший атаман станицы Брюховецкой Бардиж Кондрат Лукич.

Узловой так и не стала. Интересный факт поведал директор музея Таймураз Бежаев. Оказывается, станция Брюховецкая должна была стать узловой, то есть участковой, к которой по правилам примыкало бы не менее трех железнодорожных направлений. Тем более, что у нас были все для того условия. Но этому воспрепятствовали местные казаки, побоявшись, что «чугунка будет пугать детей, резать телят и поросят». Поэтому узловую станцию было решено построить в менее крупной станице Тимашевской — ныне город Тимашевск.

Возведение Кубано-Черноморской железной дороги началось в 1910 году и стало поистине всенародным делом. К ее строительству приложили свои руки не только люди из кубанских станиц, но «крестьяне и рабочие из Курской, Воронежской и других областей центральной России». Точное время окончания работ известно, но во многих документах датой постройки вокзала называют 1916 год. Так как именно «11 сентября 1916 года началось регулярное движение товарно-пассажирских и почтовых поездов на линиях: Екатеринодар – Приморско-Ахтарск, Екатеринодар – Староминская – Кущевская и Тимашевская – Протока. По воспоминаниям старожилов в этот день на Брюховецком вокзале была сооружена огромная арка, украшенная цветами, под которой остановился на нашей станции первый регулярный пассажирский поезд».

Он был совсем другим. Важно сказать, что вокзал, который мы привыкли видеть сейчас, отличается от своего первозданного облика постройки 20-х годов прошлого столетия. Тот по внешнему облику, предположительно, был таким же, как нынешний вокзал станицы Медведовской.

Первоначальное же здание вокзала было разгромлено немецкой авиацией в июле 1942 года. Свидетелем той бомбежки стала ветеран Великой Отечественной войны, брюховчанка Анна Ивановна Шевель.

Ее сын, Александр Викторович, рассказывает, что именно в это время юная Анна Ивановна только окончившая десятый класс, вместе с другими девушками уходила на фронт. Но рассевшись по своим вагонам и собравшись отчаливать, девушки-новобранцы и провожающие услышали оглушительный грохот, который заставил их бежать даже через окна поезда.

Бомбежка же затронула не только здание вокзала, но и железнодорожные пути. Поэтому поездку на некоторое время отложили.

Позже Анна Ивановна подробно описала это событие в своих дневниках, которые ее сын бережно хранит и по сей день.

Почти разграбили. Любопытный документ предоставил нам брюховецкий краеведческий музей. Из него следует, что наведение порядка на станции Брюховецкая после разрушительной войны было поручено Тимашевскому отделению, однако в протоколе заседания Брюховецкого райисполкома от 25 мая 1950года говорится, что «Тимашевское отделение ЖД не только не проявляло должной заботы о приведении в порядок станционных зданий и к восстановлению разрушенных немцами построек, а, наоборот дало приказ начальнику станции разграбить кирпичное здание и вывозить кирпич в станицу Тимашевскую, что и осуществлялось на практике». Вывезено было до 5000 штук кирпича, а между тем помещения для пассажиров не было. Не знаю, это ли повлияло на ход событий, но в конце 1950-х вокзал все-таки восстановили. От первоначального проекта уцелел только трапециевидный портал и фрагменты стен. Тогда же здание облицевали плиткой.

К вокзалу через поле. В районной газете «Правда колхозника» также есть тому подтверждение.

3 марта 1957 года вышла в издании заметка «К вокзалу — зеленую улицу», где говорится, что на тот момент вокзала как такового еще не было, а было «маленькое приспособленное здание, которое ни в коей мере не удовлетворяет пассажиров».

Не было между станицей и вокзалом и благоустроенной дороги, так как там было поле. Поэтому вопрос о строительстве «хорошей, благоустроенной дороги с покрытием, которое избавило бы в распутицу от непролазной грязи» и не заставляло бы местных жителей из-за расширившегося рыночного управления «делать крюк: или возле элеватора, или по улице имени Ворошилова» был одной из главных проблем того времени.

Пару слов в заключении. Так или иначе, строительство Кубано-Черноморской железной дороги, а в том числе и нашего вокзала — одно из ключевых событий 20-го века в жизни Брюховецкого района.

Кто знает, каким бы был наш мир, если бы хоть одно из событий не состоялось или же состоялось, но как-то иначе. Не будем гадать, а будем просто помнить историю нашего района, края, страны, которая, без сомнения, имеет огромную роль в жизни каждого из нас.