БРЮПРЕСС

Официальный сайт газеты "Брюховецкие новости"

Это нужно знать с пеленок: в детских садах района проводят уроки финансовой грамотности

Пилотные занятия введены в образовательную программу детских садов с начала прошлого учебного года.

В Брюховецком районе уроки финансовой грамотности проводятся в шести дошкольных образовательных учреждениях: «Ромашке», «Сказке», «Вишенке», «Аленушке», «Колокольчике» и «Белоснежке». Первый год их проведения стал пилотным, то есть пробным. И нужно сказать, что введение занятий полностью себя оправдало и показало прекрасные результаты.

— Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста — новое направление в педагогике, которое в настоящее время особенно актуально и востребовано. Ведь финансовая грамотность очень важный аспект жизни не только взрослого населения, но и малышей. Они должны знать цену деньгам, расти бережливыми и трудолюбивыми, иметь правильное представление о финансовом мире, — говорит начальник отдела дошкольного образования Брюховецкого района Татьяна Бикус.

Для проведения занятий Банком России разработана специальная программа, в которой даны все необходимые рекомендации, основные понятия, цели и принципы, а также задачи, которые должен ставить перед собой каждый педагог при проведении уроков.

Программа состоит из четырех блоков, связанных между собой: «Труд и продукт (товар)», «Деньги и цена (стоимость)», «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности», «Полезные экономические навыки и привычки в быту».

Занятия по финансовой грамотности проходят для детей старших и подготовительных групп в течение всего года по одному занятию в месяц, что становится для детей веселой и очень занимательной игрой.

На одном из таких уроков мы побывали в детском саду станицы Переясловской «Белоснежка». За кулисы детства нас провела исполняющая обязанности заведующей, старший воспитатель Наталья Иванова.

В подготовительную группу мы попали в самый разгар веселья, когда ребята уже разошлись по станциям и с увлечением играли в различные игры, посвященные теме финансовой грамотности. Кто-то в этот момент снимал деньги из банкомата, кто-то покупал овощи в импровизированном магазине, а некоторые расположились вместе со своим воспитателем Белой Кузнецовой за столиком, разглядывая круги Луллия, посвященные экономической тематике (набор соединенных между собой кругов или колец по типу пирамидки).

Вся развивающая среда, как оказалось позже, полностью создана педагогами образовательного учреждения — воспитателями Белой Кузнецовой, Оксаной Кузнецовой и Анной Скрипкар. Помогают в этом педагогам и помощники воспитателей — Людмила Бибик и Инна Стороженко. Такие яркие и почти как настоящие, маркеры игрового пространства привлекают огромное внимание ребят, благодаря чему, они играючи учатся важнейшим навыкам.

Поскольку в школах повсеместно внедряются программы обучения финансовой грамотности начиная с уровня начального общего образования, детским садам необходимо включать в образовательную деятельность основы экономического воспитания, чтобы обеспечить качественную подготовку ребенка к начальной школе. Кроме того, формирование финансовой грамотности помогает приблизить дошкольника к реальной жизни, пробудить экономическое мышление. Сейчас родители довольно часто тревожатся, что их дети не знают цены деньгам, не берегут вещи, игрушки, требуют дорогих подарков. А наши занятия помогут этого избежать, — говорит Наталья Иванова.

Но занимаются ребята не в строго отведенные часы, а каждый день понемногу, так как основы финансовой грамотности интегрированы во все образовательные области. Занимательные игры очень увлекают, поэтому мальчишки и девчонки с большим интересом берут их с полки и во время, отведенное для самостоятельных игр. Сразу видно, что здесь растут люди, которые в дальнейшем будут не только владеть основами финансовой грамотности, а, быть может, станут талантливыми экономистами, банкирами и предпринимателями.

— После введения занятий у Кати сразу изменилось отношение к деньгам. Теперь доченька понимает, что пластиковая карта — это не безлимитный кошелек, а деньги непросто бумажки. Катя стала осознавать их ценность. И порой даже сама учит меня бережливости и планированию семейного бюджета, — делится с нами мама Екатерины Сильченко.

Нельзя не отметить, что такое поведение детей в столь юном возрасте — заслуга грамотных педагогов. А они в «Белоснежке», как, впрочем, и в других детских садах района, со своей работой справляются на отлично. К слову, в мае 2022 года воспитатели детских садов приняли участие в муниципальном этапе краевого конкурса «Лучшие педагогические работники дошкольных образовательных организаций». Обладателем первого места в нем стала Галина Малолетняя из детского сада «Сказка», а звание призера получила Оксана Кузнецова, воспитатель «Белоснежки». Оксана Олеговна представила на суд жюри видео-занятие по финансовой грамотности, благодаря которому ее воспитанники смогли познакомиться с процессом обмена труд — деньги — товар в познавательной, но при этом очень простой форме. И такие победы, по-моему, замечательный показатель уровня подготовки педагогов.

Советы родителям

1. Воспитывайте уважение к труду, труду людей, честно заработанным деньгам, рассказывая о своей работе.

Дети не осознают связь между трудом и деньгами, если не будут знать, кем работают их родители, как зарабатывают средства к существованию. Вы должны быть довольны своей работой и зарплатой! Поделитесь этой радостью с ребенком. Если работа вам не нравится, но приносит материальное благополучие, скажите об этом малышу. Он с детства должен знать, что такое «зарабатывать на жизнь». Работа должна не только нравиться, она должна «кормить». Эти старомодные истины о деньгах и труде; помогут вашим детям стать самостоятельными.

2. Не скрывайте от детей свое материальное положение.

Конечно, ребенку нет необходимости вникать во все нюансы семейного бюджета, но он должен знать о материальном положении семьи и уважать, сохраняя в тайне доверенную ему информацию. Так вы ненавязчиво объясните малышу, куда идут деньги, научите его соизмерять желания с возможностями, мириться с некоторыми ограничениями. Наградой вам будут вопросы сына или дочери «можем ли мы себе это позволить?», «не очень ли это дорого?».

З. Не приучайте детей к излишествам.

Недопустимо, когда ребенок чуть ли не ежедневно получает от вас подарки и ни в чем не знает отказа. Он очень быстро привыкает к этому, его запросы растут. Подумайте о будущем. Научите малыша ограничивать себя.

4. Формируйте у детей разумные потребности.

Как научить человека разумно тратить деньги? Только приучая анализировать свои текущие расходы. Слушая детские «я хочу», почаще спрашивайте: «А зачем тебе это?» Дети должны стремится делать покупки, вместе с тем, им даже полезно расстраиваться из-за невозможности осуществить желание. Получая все по первому требованию, они переходят грань разумного.

5. Учите детей бережливости, прививая бережное отношение к продуктам питания, вещам, игрушкам, ко всему, что создано человеком.

Не оставляйте без внимания испорченные предметы, сломанные игрушки, разорванные книги. Покажите ребенку, как можно их починить. Если малыш будет видеть вашу заботу о продлении срока службы окружающих вас и его предметов, он научится беречь не только свои, но и чужие вещи. Ваше равнодушие приведет к обратному результату.

6. Помогите детям осознать стоимость вещей.

С раннего возраста дети должны осознать стоимость вещей, которыми пользуются: игрушек, книг, одежды и т.д. Малыши не должны привыкать к тому, что все, что ломается, автоматически заменяется новым. В каждой вещи ребенок должен видеть ценность, которую кто-то создал своим трудом, а родители подкрепили ее своей работой, т.е. купили на заработанные деньги.

7. Привлекайте детей к работе по дому.

Маленькие дети с удовольствием помогают по дому. Самое главное, позволить им это! И, конечно, похвалить, хотя детская работа далека от совершенства. Не забывайте, что ребенок может заниматься домашней работой непродолжительное время, поэтому, давая поручение, рассчитывайте его силы. Постепенно у малыша разовьется самодисциплина, и он будет выполнять даже самую неинтересную работу. В противном случае вы вырастите лентяя, не способного даже к самообслуживанию.

8. Дети должны знать цену деньгам.

Для того чтобы дети умели разумно распоряжаться деньгами и понимали, чего стоит заработать, необходимо дать им возможность приобрести практический опыт. Хорошо, когда дети знают цену окружающих их вещей. Для этого чаще посылайте ребенка в магазин за покупками. Дайте возможность ему осознать, что за все — продукты, игрушки, книги необходимо расплачиваться деньга, которые выдаются родителям за их труд

Приобщая дошкольника к экономике, мы помогаем ему стать самостоятельным, учим ценить свой труд, отличать истинные ценности от мнимых. Ребенок вырастет социально — адаптированной личностью.