БРЮПРЕСС

Официальный сайт газеты "Брюховецкие новости"

Когда подросток становится «трудным»: распознаем грань между проблемой и нормой

Подростковый возраст является переходным, а потому – очень проблемным.

В 13 – 15 лет происходят изменения, как в организме, так и в психике подростка. Это и есть время так называемого кризиса. Сознательная дисциплина и самоконтроль находятся еще не на должном уровне. Не хватает и жизненного опыта, чтобы правильно разобраться в жизненных приоритетах и ценностях. Нередко в переходном возрасте милый ребенок превращается в замкнутого нервного подростка или ведет себя агрессивно, грубит и вступает в конфликты с окружающими. Может наблюдаться протест и желание отличаться от других людей, борьба за свою свободу, часто это выражается во внешнем облике подростка. Меняются авторитеты для подростка, теперь это не родители, а сверстники. Протекание этого этапа зависит от семьи, от отношений с родителями – как они относятся к нему и к тому, что с ним происходит.

Что может помочь:

  • — доверительные взаимоотношения отношения родителей и детей;
  • — гибкость родителей (готовность меняться самим и менять отношения с подростком, восприятие его);
  • — принятие взросления ребенка;
  • — благополучное прохождение подростком предыдущих возрастных этапов (своевременное решение вопросов и конфликтов определенного возраста);
  • — отсутствие конфликтов между родителями в семье.

Что помешает:

  • — чрезмерный контроль;
  • — насилие, физические наказания в семье;
  • — противоречия в воспитании (сегодня разрешают, завтра запрещают, или один родитель разрешает, другой запрещает);
  • — несамостоятельность подростка;
  • — травматические ситуации (например, развод родителей, смерть родственника).

В этом возрасте могут появиться страхи, невротические реакции (навязчивые мысли и действия, тики). Это может пройти и само. Если не проходит или сильно выражено, следует обратиться к специалистам. Нужна помощь, когда ребенок говорит о смерти, о желании умереть. Суицидальные попытки подростков часто направлены на реакцию взрослых, но иногда связаны с подростковой депрессией. Кроме того, обратиться к психологу необходимо, если у ребенка наблюдаются сильные поведенческие симптомы (постоянно подавленное состояние, агрессия, уход из дома), пищевые нарушения (анорексия, булимия), различные зависимости (компьютерные игры, интернет, алкоголь, наркотики).

Совместные усилия при активном содействии психолога приводят к изменению ситуации, разрешению проблем, налаживанию живого, душевного и искреннего общения внутри семьи.